За три недели до Нового года жители оккупированных территорий Донбасса не могут назвать свое состояние ожиданием праздничного чуда. Скорее, апатия и усталость. Сайт «Сегодня.ua» узнал, как и с чем готовятся встречать праздник на захваченных боевиками территориях.
«Уходит надежда, вера в то, что ситуация изменится. Чему радоваться, еще одному году жизни под боевиками? Или рядом с их приспешниками, которые сами еле выживают, пашут за копейки, но гордятся этим. Так надоело — сил нет. И праздник уже не праздник. Ну, елка, ну, еды приготовим чуток. Посмотрим какой-нибудь концерт по телевизору — и спать ляжем. Новый день будет похож на все предыдущие как капли воды», — поделился грустными мыслями дончанин Анатолий Кривлюк.
Даже устанавливаемые в районах Донецка елки вряд ли будут способны развеселить народ, как и праздничная иллюминация, развешиваемая по городу. «Гляжу на все эти светящиеся гирлянды — и один вопрос: почему эти деньги нельзя было на стариков потратить или на восстановление отопления, водоснабжения? По нескольку дней без воды сидим, снег носим в ведрах домой. Идиотизм! А эти звездочек на столбах навешали и радуются», — в сердцах говорит жительница Ворошиловского района Анна Гусля.
Цены «бьют», алкоголь «кусается»
Действительно, с деньгами в карманах дончан, прямо скажем, не густо. Мизерные зарплаты и пособия многомесячные долги по выплатам и при этом несоразмерные цены на продукты, которые ежедневно хоть по чуть-чуть, но увеличиваются — все вместе эти факторы заставляют дончан экономить на праздничном застолье и вспоминать голодные 90-е годы.
Ходовые для праздника продукты уже начали бить рекорды по цене. Так, десяток крупных яиц на донецких рынках уже тянет за 60 рублей (24,5 гривны по курсу НБУ) и по заверениям продавцов, это далеко не предел. Мясо доходит до 350-380 рублей за кило (143-155 гривен), на несколько рублей подорожал хлеб. Очень дорого стоит упаковка растворимого кофе (например, 150-граммовая пачка может стоит почти 500 рублей, или 204 гривен).
Что же касается алкоголя, то можно найти, конечно, выпивку на любой кошелек. «Гурманам» же придется выложить за литровую бутылку рома как минимум 1 тысяча 200 рублей (490 гривен), виски — 1 тысяча 400 рублей (572 гривны), текилы — до 2 тысячи рублей (800 гривен). Магазины предлагают скидки на «элитный алкоголь», однако очередей пока нет: что 2 тысячи рублей (800 гривен), что 1 тысяча 600 рублей (653 гривны) за литр — это дорого для многих.
«На моем предприятии задержка зарплаты уже три месяца. Денег сказали к концу декабря ждать, но не факт, что выплатят хоты бы полный месяц, не говоря уже о долгах. Зарплата — 5 тысяч рублей, если не оштрафуют (у нас очень серьезная система штрафов буквально за все, даже если в туалет вышел, не предупредив охрану). И как я на копейки буду накрывать какой-то стол? Есть бутылочка вина, есть подаренная коробка конфет — вот и весь новогодний стол. Сейчас не до деликатесов», — рассказала жительница Кировского района Ольга Крутова.
«Очень хочется, чтобы не стреляли»
Впрочем, многие жители Донецка в праздник верят и даже ждут его, живя в прифронтовых районах оккупированного города. Хотя близкая линия фронта не способствует праздничной атмосфере.
«Мы живем практически на самом краю Киевского района, — рассказывает дончанин Илья Кунгуров. — И за более чем два года войны боевые действия стали для нас чем-то привычным и повседневным. Нельзя сказать, что люди привыкли и уже не боятся. Просто адаптировались и научились выживать. Если сравнивать с 2014-м и 2015-м годами, сейчас, слава Богу, Донецк не обстреливают так сильно. Но я помню прошлый Новый год — хоть и обещали какое-то перемирие на праздники, ночью начались бои вокруг города. Залпы артиллерии сотрясали дом, и был слышен свист снарядов. Пришлось быстренько сворачивать застолье и перебираться в другую комнату, которая окнами выходит на другую сторону дома. Праздник был испорчен. На этот Новый год мы с друзьями уже договорились, что с женой приедем к ним в гости — в спокойный центр города. Там можно хотя бы на пару часиков забыть о войне и спокойно отпраздновать».
Жительница поселка шахты «Октябрьский рудник» Светлана Коболевская, которая продолжает жить в полуразрушенном доме на Кремлевском проспекте, говорит, что отмечать Новый год хочет в любом случае. «В прошлом году под обстрелами шампанское пили — и в этом будем. Конечно, хорошо бы в тишине отметить, но там как бог даст. У меня есть телевизор, правда, всего две программы показывает, но ничего, пусть какая-то музыка будет или фильмы старые. Придут в гости подружки, приготовят и принесут вкусности, так на стол и насобираем. Посидим, языки почешем, песен попоем да спать ляжем. Очень хочется, чтобы не стреляли. Даже салютов не хочется, просто тишины», — говорит дончанка.
Салюты и фейерверки до сих пор вызывают негативные ассоциации у жителей оккупированного Донецка, и мало кто находит в них то удовольствие, которые было в мирной жизни. На рынках и в магазинах довольно мало пиротехнической продукции — если сравнивать с тем, что было 3-5 лет назад, можно сказать, что ее почти нет в продаже. Скромные елочные хлопушки, бенгальские огни, пластмассовые шарики на елку и «дождики» разной длины и толщины — в ассортименте.
«Елку покупать не будем, не хочу платить никому, мне деньги не лишние. Говорят, что елки будут по 200-300 рублей (80-120 грн), но в это верится с трудом. Меньше 500 рублей (200 гривен) точно не будет. Поставим искусственную, нарядим — только ради детей. Подарки будут скромными: детям — новые зимние ботинки, дочке еще куколку небольшую. Мне жена обещала подарить хороший мультитул (набор инструментов), а я присмотрел ей в интернете стильный чехол на телефон, друзья обещали получить на почте и привезти с подконтрольных территорий, — поделился планами Андрей Головко, житель Макеевки. — Жизнь такая, что подарки надо делать практические, а не просто безделушки красивые. Хороший подарок — это деньги».
«Прошлый Новый год встречали по украинскому времени»
Своего рода небольшой протест против навязанных боевиками правил жизни дончане снова устроят в новогоднюю ночь. «Сейчас Донецк живет по московскому времени — на час вперед. Так почему-то захотелось нынешним «властям», но мы на это не ведемся. Прошлый Новый год встречали по украинскому времени — и этот собираемся так же встречать. Я помню, как мы удивились в том году, что много людей практически выдали свою проукраинскую позицию, когда по местному времени ровно в 23:00 в городе начали запускать фейерверки. Кстати, что ни говори, а без «украинского следа» отметить праздник лично у меня не получится. Продукты на праздничный стол я уже заказал у друзей, которые поехали в Мариуполь. Во-первых — дешевле, а во-вторых — безопаснее по качеству и составу».
Надеяться на отмену комендантского часа в новогоднюю ночь дончане и не смеют. Буквально на днях главарь боевиков т.н. «ДНР» Александр Захарченко заявил, что никакой отмены комчаса не будет, ибо время военное. Впрочем, это касается только мирных граждан — для боевиков закон не писан.
«Все равно ночью 1 января на улицах будет полно пьяных контуженных «днровцев», которые будут орать, что они защитники и их все должны угощать пивом. Естественно, гулять они будут с оружием, как в прошлые разы. «Очень празднично». А в прошлом году «комендантский час» отменили, и на площадь Ленина вышло много народу — люди попросту истосковались по возможности выйти ночью на улицу. Отличная картинка о процветающей «республике» для российских каналов получилась. Но мы знаем реальное положение дел. Вот у меня во дворе, буквально в центре города, пьяная драка со стрельбой произошла. И главный участник — мой сосед-боевик, который тогда недавно с фронта пришел, и его товарищи, с которыми он что-то не поделил. Они сперва подрались, а потом он начал в воздух из пистолета стрелять. Полицию вызывали, но никто не приехал».