В августе 1945 года СССР напал на Японию и захватил «северные территории». После этого в течение примерно трех лет русские и японцы жили на четырех островах вместе. Существует возможность, что в ходе встречи на высшем уровне, которая пройдет 15 и 16 декабря в Ямагути, главы России и Японии обсудят совместное проживание русских и японцев на островах после подписания мирного договора. Я хочу проанализировать перспективы совместного проживания, поговорив с бывшими коренными жителями островов, которые прошли через это примерно 70 лет назад.
Ёити Миками (Yoichi Mikami, 79), родившийся на Итурупе и проживающий в городе Сагамихара, не может забыть одно время вскоре после войны в период совместного проживания с русскими. Пятничными вечерами к ним в гости приходили милиционер Иванов и переводчик Николай.
Они вели дискуссии на тему археологии с отцом Итиро, который умер в 1965 году в возрасте 58 лет. Ёити слушал их разговор, подкидывая дрова в печку.
Из поколения в поколение семья Миками собирала такие орудия каменного века, как глиняная посуда и наконечники стрел, найденные на Итурупе. Эти предметы хранились в сарае. Итиро, работавший начальником почтового отделения, также коллекционировал каменные орудия. Как-то раз они обсуждали оружие для снятия шкур. У Итиро было такое орудие из красноватого камня и обсидиана. На Итурупе нет красных камней, поэтому они предположили, что этот камень попадал на остров по торговым каналам.
Итиро рассказал, что он попробовал снять этим орудием шкуру тюленя и обсидиан прекрасно справился с этой задачей. Однако когда он попробовал снять им мясо, мех пострадал. Тем не менее ему удалось сделать это при помощи красного камня. Здоровяк с квадратным лицом Иванов похвалил Итиро своим басом: «Вы настоящий археолог-экспериментатор».
В другой день они говорили об очертаниях развалин. Итиро показал на карте место, где находили каменные орудия. В этом месте было сложно добывать воду. Иванов, изучавший мелиорацию в украинском сельскохозяйственном университете, исследовал это место и пришел к выводу, что несколько тысяч лет назад там протекала река. Ёити помнит как все трое товарищей, включая переводчика, кивали с улыбками на лицах.
«Среди них не было победителей и проигравших. Их связывало интеллектуальное любопытство», — вспоминает Ёити.
В 1947 году семью Миками депортировали. Свою коллекцию Итиро отдал Иванову, который выразил намерение создать музей. В 2006 году по программе безвизового обмена г-н Миками посетил Рубэцу на Итурупе, где находился его дом. По всей видимости, там было сильное наводнение, в результате чего его родной город исчез. Судьба коллекции неизвестна.
Г-н Миками считает, что невозможно выгнать русских, которые сейчас живут на острове. Он предложил свой метод совместного проживания. В настоящее время регионы, где живут россияне, составляют менее 10% от общей площади четырех островов.
Большая часть территорий покрыта лесами. «Можно предоставить возможность жить на островах тем русским, которые хотят остаться. При этом территории разделить в следующей пропорции: русским — 3 части, японцам — 3 части, природоохранные зоны 4 части», — предлагает г-н Миками.