Россия в кризисе, но ее дела налаживаются. Двумя ходами Путин обеспечил своей стране и деньги, и время. Пока — но критическая дата приближается.
Президент России Владимир Путин все сильнее проявляет себя во внешней политике, но нельзя сказать, что он помог развитию российской экономики в последние годы. В определенной степени его внешнеполитические маневры даже нанесли ей вред. Прежде всего, по российским компаниям ударило эмбарго на импорт сельскохозяйственной продукции, введенное в ответ на санкции Запада. Вдобавок Россия много лет пренебрегала поиском предпосылок для создания модели экономического роста, построенной не на нефти, а на инвестициях.
С лета 2014 года падали цен на нефть. В 2014 году экономический прирост в России составил всего 0,6%. В 2015 году ВВП сократился на 3,7%, а теперь — еще примерно на 0,6%. Девальвация рубля смягчила шок, но в этом году дефицит бюджета составит 3,7% ВВП.
На этом фоне особенно примечательны недавние неожиданные ходы Путина и его окружения, на которых Россия выиграла миллиарды. Сделав два умных хода конем в течение одной недели, страна сумела справиться с трудной ситуацией. Путин обеспечил себе достаточно времени, чтобы до переизбрания в 2018 году успеть преодолеть свою печально известную медлительность в деле проведения реформ.
Первый ход — частичная приватизация крупнейшей в стране нефтяной компании «Роснефть». После нескольких месяцев неясных интриг, которые, по-видимому, и создали фон для ареста министра экономического развития Алексея Улюкаева, в ночь на прошлый четверг стало известно, что 19,5% акций «Роснефти» проданы швейцарской компании-торговцу сырьем Glencore и эмирату Катар.
Благодаря полученным 10,5 миллиарда евро дефицит бюджета, по крайней мере, не выйдет за пределы вышеупомянутых 3,7%. По сообщению генерального директора «Роснефти» Игоря Сечина, волна приватизации в нефтяном секторе в этом году принесет в государственный бюджет еще 15,1 миллиардов евро. В начале осени «Роснефть» приобрела 50% шестой по величине нефтяной компании страны «Башнефть» за 4,8 миллиарда.
Собственно, Путин известен тем, что за десять лет удвоил долю государственного сектора в экономике и довел ее до 70%. Он не только решился на первые шаги в приватизации, но и Россия при нем впервые поддержала решение ОПЕК о сокращениях объема добычи нефти. Это и есть второй неожиданный ход.
Стратегическое соглашение со странами ОПЕК
Как крупнейшая страна-производитель нефти, не входящая в ОПЕК, Россия в первой половине 2017 года снизит добычу на 300 тысяч баррелей в день, в то время как государства ОПЕК сократят совокупный результат на 1,2 миллиона баррелей. Недавно добыча нефти в России достигла рекордной цифры в 11,2 миллиона баррелей в день.
Российские переговорщики подчеркивают, что Путин активно содействовал соглашению между ОПЕК и прочими производителями нефти. Еще за несколько месяцев до решения ОПЕК, принятого в конце ноября, то и дело появлялась информация из России о переговорах по поводу цен на нефть.
С начала декабря нефть марки Brent из Северного моря торгуется почти за 55 долларов за баррель, то есть цена выросла более чем на 15%. Такая же цена ожидается и в среднесрочной перспективе, согласно исследованию инвестиционного банка Goldman Sachs. А в краткосрочной перспективе она даже может достичь 60 долларов.
Подобный уровень цен, который еще недавно был немыслим, приносит России значительные доходы. При цене в 55 долларов Россия может ожидать от нефтегазового сектора дополнительных вливаний в бюджет в размере 1,2 триллионов рублей, то есть до 18 миллиардов долларов, по прогнозам министерства финансов и инвестиционных банков.
Ограничение расходов на три года
В настоящее время бюджетный план на 2017 год основывается на цене на нефть в 40 долларов за баррель. Россия опасалась, что без сделки с ОПЕК цена может упасть и ниже 40 долларов, и за год до выборов президента это могло бы иметь непредсказуемые последствия. Если расходы не увеличатся, то с ростом нефтяных цен в 2018 году можно будет сформировать сбалансированный бюджет, сообщает инвестиционный банк «Уралсиб».
Фактически, предполагается в течение трех лет удерживать расходы на уровне 15,8 триллионов рублей. Будет ли это возможно в 2018 году, учитывая президентские выборы, конечно, неясно. Но на первое время Путин обеспечил себя и временем, и деньгами.
На примере «Роснефти» он демонстрирует, что иностранцы живо интересуются Россией, а у него есть схема для увеличения потока капитала с Запада, пусть и ограниченного санкциями.