Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Крымский палубный тренажер НИТКА и аварии на авианосце «Адмирал Кузнецов»

© РИА Новости Министерство обороны РФ / Перейти в фотобанкКрейсер «Адмирал Кузнецов» и СКР «Адмирал Григорович» впервые задействованы в операции в Сирии
Крейсер «Адмирал Кузнецов» и СКР «Адмирал Григорович» впервые задействованы в операции в Сирии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сейчас у россиян вряд ли есть больше 12 палубных летчиков, готовых садиться и взлетать с авианосца. Подготовка новых кадров занимает минимум два года, а тренировки на НИТКЕ, конечно, не могут заменить реальные условия «Адмирала Кузнецова». С другой стороны, это единственный российский авианосец, и чтобы он одну неделю выполнял боевые задачи, готовить его нужно полгода.

Наземный испытательный тренировочный комплекс авиации — НИТКА — это научно-тренировочный центр в крымском поселке Новофедоровка, возле города Саки. После аннексии полуострова в 2014 году российские летчики регулярно отрабатывают здесь технику взлета и посадки истребителей Су-33 на палубу авианосца «Адмирал Кузнецов». Комплекс НИТКА включает в себя аэродром со стальным летным полем в виде корабельной палубы с трамплином и специальными тросами — аэрофинишерами. На настоящем «Адмирале Кузнецове», у берегов Сирии Россия потеряла уже два истребителя Су-33 за последний месяц.

Российский военный обозреватель Павел Фельгенгауэр считает, что аварии на «Адмирале Кузнецове» делают его средиземноморский поход вдвойне бессмысленным:

— Потери самолетов на авианосцах, безусловно, случаются, но здесь, судя по всему, причиной послужили неисправные аэрофинишеры — тросы, призванные удержать самолет на палубе при посадке. Это говорит о том, что «Адмирал Кузнецов» не очень готов выполнять боевые задачи, к тому же пользы от него в Средиземном море нет никакой: этот авианосец создан для защиты подводных лодок от авиации врага. Теперь же из-за его изношенности ВКС потеряли два дорогостоящих самолета. Летчики, конечно, остались живы, но при катапультировании они часто получают травмы спины, после которых не всегда можно летать. Таких профессионалов в России можно пересчитать по пальцам одной руки, готовить палубных летчиков очень дорого и долго.


Павел Фельгенгауэр убежден, что крымский тренажер для палубных летчиков вряд ли может помочь в предотвращении аварий:

— Сам по себе тренажер НИТКА — это от бедности. Из-за того, что авианосец «Адмирал Кузнецов», что называется, колченогий, и использовать его постоянно не получается, пришлось построить специальную взлетную полосу на суше. При тренировках она все равно не заменяет настоящую палубу. Но все проблемы, на мой взгляд, не от неопытных летчиков, а от самого «Адмирала Кузнецова». В СМИ проходила информация о том, что тросы аэрофинишеров якобы произвели на Украине, и потому, мол, они сломались, но такие важные комплектующие в последние три года уж точно должны были делать в России.

Главный редактор журнала Defence Express Сергей Згурец отмечает, что НИТКА нужна России скорее теоретически, чем практически:

— Сейчас у россиян, по моим оценкам, вряд ли есть больше 12 палубных летчиков, готовых садиться и взлетать с авианосца. Подготовка новых кадров занимает минимум два года, а тренировки на НИТКЕ, конечно, не могут заменить реальные условия «Адмирала Кузнецова». С другой стороны, я напомню, это единственный российский авианосец, и чтобы он одну неделю выполнял боевые задачи, готовить его нужно полгода. После средиземноморского похода его поставят на ремонт года на полтора. Зачем тогда вообще нужны палубные летчики? Конечно, от НИТКИ российские военные не откажутся, но в ближайшей перспективе этот тренажер останется, так сказать, единственным действующим авианосцем на российском флоте.