Кишинев — Румынские социал-демократы одержали уверенную победу на прошедших в стране в минувшее воскресенье парламентских выборах. Получив самый высокий за все время существования Социал-демократической партии результат (чуть более 45% голосов избирателей), они значительно обошли (на 25 %) своих основных политических оппонентов из пропрезидентской правоцентристской Национал-либеральной партии. Большинство местных СМИ тут же заговорили о «покрасневшей Румынии» (символ социал-демократов — розы на красном фоне), а политологи и аналитики, в том числе иностранные, принялись анализировать — почему это стало возможным, и что ожидать от нового, практически, парламентского большинства. Не на последнем месте и вопрос — не даст ли страна внешнеполитический «крен»?
Несколько озадачены политологи и результатами выборов, одновременно прошедших в Приднестровском регионе Молдовы, где победу одержал бывший «опер», а ныне председатель Верховного Совета непризнанной ПМР Вадим Красносельский.
Но если в Румынии сомнения относительно внешнеполитического курса страны «молниеносно» развеял лидер Социал-демократической партии Ливиу Драгня, заявив, что внешняя прозападная политика страны не претерпит никаких изменений и Румыния остается верной взятым на себя международным обязательствам, в том числе стратегическим и экономическим, то и политический курс Приднестровья остается неизменным, направленным на отстаивание независимости с последующим вхождением региона в состав России.
Большая ложка «дегтя»
Есть, правда, у победы социал-демократов и другая, «обратная сторона медали». При всей неожиданности свалившегося на головы социал-демократов успеха, вскружить головы и вызвать эйфорию в их рядах все же не получилось, так как избирательная кампания, как, собственно, и сами выборы, проходила на фоне невиданного доселе отсутствия интереса избирателей к самим выборам и к претендентам на высокие места парламентариев.
По последним данным Центрального избирательного бюро, в Румынии зарегистрирована самая низкая за последние годы явка — чуть менее 40% граждан пришли голосовать, что почти на 6 процентных пункта меньше, по сравнению с предыдущими парламентскими выборами четырехлетней давности.
Действующий премьер-министр Румынии Дачиан Чолош, комментируя низкий показатель явки на выборах, выразил сожаление, что румынские власти так и не смогли убедить граждан в том, что «гражданская активность — это не роскошь, а основополагающий элемент современной демократии».
Один из известных румынских бизнесменов, увидев показатели явки, даже бросил «в сердцах» фразу о том, что «раз граждане не идут голосовать, то и к их голосу, голосу тех, кто не голосует, властям не следует прислушиваться…» Весьма опрометчивое заявление. Так как причину, по всему видать, надо поискать не в отношениях граждан, часть из которых полностью разуверились в обещаниях политиков, а в самих политиках, которые, не успев удобно расположиться в креслах депутатов, оставляют за порогом парламента обещанные народу «золотые горы».
Как верно подметил известный румынский политический консультант Козмин Гушэ, причина низкой, доходящей до апатии, явки и низкого показателя партий власти не в самих избирателях, а в партиях, которые поспешили поменять названия, оставив прежний состав политформирований, а вместе с ним и старую, не оправдавшую себя психологию.
Впору вспомнить о «знаменитом» слиянии национал-либералов с либеральными демократами, которые в свое время были ярыми сторонниками экс-президента Траяна Бэсеску. А теперь они так же рьяно поддерживают действующего главу государства Клауса Йоханниса. Вот и делают румыны свои, так сказать, далеко идущие выводы. Народ-то не проведешь.
Не менее огорчительным для этой избирательной кампании стала и ошеломляюще низкая явка молодых избирателей. Этакая «ложка дегтя», красноречиво свидетельствующая о том, что избирателей от 18 до 24 лет формирование главного законодательного органа страны фактически не интересует. Их показатель явки на выборах «впечатлил» даже старожилов политической жизни Румынии, оказавшись ниже всяких ожиданий — чуть более 7%.
И не «белые», и не «пушистые»
Немаловажное значение в политической жизни страны имеет и коррупционная составляющая. Резонно вспомнить уголовное дело, фигурантом которого стал бывший спикер Сената (Верхняя палата парламента) и руководитель Либерально-демократической партии Василе Блага, который после упомянутого слияния двух партий (до возбуждения уголовного дела) был в числе руководства Национал-либеральной партии. Благу обвиняют в получении взятки в размере 700 тысяч евро. Коррупционный «шлейф» тянется и за самими победителями парламентских выборов. Отнюдь не «белыми и пушистыми» прошли через избирательную кампанию и социал-демократы.
В конце прошлого года вынужден был подать в отставку с поста премьера экс-руководитель партии Виктор Понта, также обвиняемый в коррупции и извлечении выгоды из влияния, а нынешний лидер политсилы Ливиу Драгня весной 2016 года был приговорен к двум годам тюремного заключения (условно) за фальсификацию результатов референдума по импичменту экс-президенту Траяну Бэсеску.
Да и над головой лидера еще одной парламентской партии — Альянса либералов и демократов, и ее действующего председателя Сената Кэлина Попеску Тэричану, с которым, по заявлениям аналитиков, социал-демократы намерены сделать парламентскую коалицию, навис меч правосудия: он обвиняется в даче ложных свидетельских показаний. Соответственно, доверие граждан равно «плодам, чудеса творящих».
Не оправдались и ожидания правоцентристских партий, понадеявшихся на голоса зарубежной диаспоры: из почти трех миллионов граждан, находящихся за пределами страны, проголосовали лишь чуть более 100 тысяч. Их тоже не заподозришь в активной гражданской позиции.
За двумя зайцами
Как не вспомнить, что нынешние соперники на парламентских выборах — социал-демократы и национал-либералы буквально четыре года назад выступали единым фронтом, легко создав парламентскую коалицию. И так же легко утвердив правительство во главе с бывшим руководителем социал-демократов Виктором Понта. Цели, правда, четыре года назад были иные — объявить импичмент тогдашнему президенту страны Траяну Бэсеску, и, во что бы то ни стало, провести выборы нового (лучшего) президента. Теперь же, после откровенного провала на парламентских выборах, лидер румынских национал-либералов Алина Горгю не увидела другого выхода из создавшейся ситуации, кроме как подать в отставку с поста руководителя политсилы.
Кстати, партия под руководством Траяна Бэсеску — «Народное движение» тоже, что называется, успела запрыгнуть в последний вагон «уходящего поезда», преодолев избирательный порог за счет нескольких сотых процента. Следовательно, надежды экс-президента на премьерство как-то померкли. То ли потому, что избиратели не проявили интерес к его политсиле, то ли приобретенное недавно молдавское гражданство сыграло с экс-президентом злую шутку: всем известно, чем заканчиваются гонки за двумя зайцами. Однако, по мнению политологов, причина полученных на выборах результатов «Народного движения» — сам Траян Бэсеску, который во время избирательной кампании рекламировал не столько платформу партии, сколько самого себя.
Своего рода сюрпризом прошедших парламентских выборов стал результат правоцентристского Союза за спасение Румынии, набравшего около 10% голосов. Это при том, что партия-то была создана лишь за несколько месяцев до выборов. Главная интрига и в том, что от участия в выборах в коалиции с пропрезидентской Национал-либеральной партией формирование отказалось.
Ребус для президента
Результаты парламентских выборов «задали задачку» и президенту Румынии Клаусу Йоханнису, который после консультаций с новыми парламентскими партиями обязан предложить кандидатуру на пост премьер-министра. Сложность задачи заключается в том, что глава Румынии еще до начала избирательной кампании заявил, что отвергнет любую кандидатуру, у которой «имеются или имелись в прошлом проблемы с законом». При этом, как было упомянуто выше, у лидера социал-демократов Ливиу Драгня, которого эксперты уже прочат в премьеры, проблемы с законом таки имеются, и весьма существенные.
Не исключают аналитики и варианта выдвижения на пост премьер-министра страны еще одного социал-демократа Василе Дынку, который перед законом чист, но при этом «бабка на двое гадала», так как понадобится согласие всех политических игроков. Тем не менее, до выдвижения кандидата в премьеры есть еще несколько дней ожиданий официальных результатов выборов, и их утверждения в Конституционном суде. Однако эксперты не исключают, что в новый 2017 год страна войдет с новым правительством, которое, хочется верить, будет таким же прагматичным, как и само заявление Ливиу Драгня после обнародования первых результатов. «Румыния и впредь намерена быть островом стабильности в регионе», отметил Драгня. Что и дает основание утверждать, что отношения Румынии с Украиной, и не только экономические, особых изменений не претерпят, о чем свидетельствуют и предыдущие заявления руководителей социал-демократов о полной поддержке суверенитета и территориальной целостности Украины.
Приднестровье: от опера до «президента»
По-иному выглядит ситуация по другую сторону Прута. В минувшее воскресенье на территории Приднестровского региона Молдовы также состоялись выборы нового руководителя региона. И если избирательная кампания в Румынии прошла в достаточно спокойной обстановке, без особой «стирки политического белья», то так называемые президентские выборы в Приднестровье, как заявляли местные политологи и СМИ, были самыми грязными и нечистоплотными за все время существования непризнанной ПМР.
И хоть результаты выборов не предвещали каких-либо «особых» перемен в политическом векторе мятежного региона, борьба между основными претендентами: действующим главой Тираспольской администрации Евгением Шевчуком и бывшим оперуполномоченным одного из управлений местного МВД, ставшим впоследствии министром, а ныне спикером Верховного Совета Вадимом Красносельским, развернулась нешуточная.
Политическая риторика претендентов не особо отличалась: заявления о стремлении к независимости с последующим вхождением в состав России, при этом сохранение дружественных отношений и с соседями, то есть Украиной и Молдовой.
Самое время напомнить, что о правобережной Молдове в Приднестровье говорят не иначе, как о «соседнем государстве». И аккурат перед выборами Евгений Шевчук как-то неожиданно заявил даже (на всякий случай) о необходимости возобновления переговоров с Кишиневом, в том числе и возможности реализации новых совместных экономических и экологических проектов. Риторика не помогла.
Но если в Румынии, как бы, уже все всем известно: нравится кому-то расклад сил или нет, но факт свершившийся, официальные результаты были обнародованы утром в понедельник, и страна продолжает жить и работать дальше, то официальных результатов в Приднестровье народ продолжал ждать целый день. Хотя это было чистой формальностью, так как вечером в воскресенье, по результатам экзит-полов, стало ясно, что действующий лидер Приднестровья Евгений Шевчук одержал оглушительное поражение.
Уже обнародованные Центризбиркомом непризнанного региона результаты позволяют говорить о более чем внушительной победе на выборах председателя Верховного Совета ПМР, уроженца Забайкальского округа, воспитанника Харьковского военного училища Вадима Красносельского. За него проголосовали чуть более 62% избирателей Приднестровья. Эти результаты ненамного отличаютя от обнародованных в воскресенье вечером, 11 декабря, итогов экзит-полов, которые проводил Всероссийский центр изучения общественного мнения около 70% голосов избирателей.
Примечательно, что выборы в Приднестровье прошли на фоне состоявшегося в Гамбурге заседания Министерского совета ОБСЕ, принявшего заявление о том, что ОБСЕ приветствует предоставление региону особого статуса в составе единого Молдавского государства. Сложно сказать, следует ли ожидать от нового Приднестровского лидера резкого изменения позиций и потепления отношений с официальным Кишиневом.
Выступление самого Вадима Красносельского после победы на выборах особого оптимизма не вызывает. Избранный лидер региона подчеркивает, что в отношениях с Кишиневом «суета неуместна», и вести диалог, по его словам, надо с позиций признания независимости Приднестровья и его последующего вхождения в состав России.
Тем не менее, избранный в Молдове откровенно пророссийский президент Игорь Додон выразил надежду, что новый Приднестровский лидер «откроет новую страницу в отношениях между Кишиневом и Тирасполем». Какой будет это страница, и удастся ли наладить конструктивный диалог между двумя берегами Днестра, покажет время.