В конце концов сирийская армия, лояльная режиму Асада, захватила восточную часть Алеппо, находившуюся под контролем оппозиционных сил… Оставив после себя тысячи погибших, раненых и одну из крупнейших трагедий в истории человечества…
Что будет дальше?
Воодушевленный этой «военной победой» Башар Асад попытается отвоевать территории, которые он ранее уступил оппозиции? Или же он предпочтет использовать свою нынешнюю «сильную позицию» как благоприятную возможность за столом переговоров?
Мы задали этот вопрос специальному представителю Великобритании по Сирии Гарету Бэйли (Gareth Bayley), который вчера встретился с группой журналистов в Стамбуле. Опытный британский дипломат не склонен полагать, что после установления доминирования в Восточном Алеппо Асад положит конец войне. Иными словами, речь идет о том, что в дальнейшем сирийская армия обратится к таким целям, как Идлиб или Ракка… При этом отказаться от «военной альтернативы» и согласиться на период политического перехода Асад может только при одном условии: если этого пожелает Россия (и Иран) и убедит Асада в этом направлении…
Путин заставит?
По мнению Бэйли, именно сейчас России следует использовать свою инициативу в этом вопросе. В настоящее время в Алеппо происходит гуманитарная трагедия. Сотни тысяч человек нуждаются в срочной помощи, чтобы выжить. В этом контексте институты, связанные с ООН, готовы обеспечить передачу такой помощи. Но силы сирийского режима под контролем России должны открыть пути. Гуманитарная помощь сейчас — приоритетный вопрос для Алеппо.
Другая важная тема связана с тем, чтобы Асад прекратил войну и содействовал поискам политического решения. Россия способна сыграть ключевую роль в этом. По словам Бэйли, это зависит от решения, к которому Россия придет в вопросе о том, достигнет ли она своих целей в Сирии.
Асад послушает?
Допустим, Москва после «победы» в Алеппо пожелает сказать Асаду: «Довольно войны, пришло время сесть за стол переговоров». Асад послушает Путина и сделает то, что он хочет?
По убеждению британского дипломата, у России есть такая «сила». Иными словами, не стоит ожидать, что Асад пойдет против России, от которой он полностью зависит.
Кстати говоря, все, что режим делал до настоящего момента на поле боя, он делал при активной поддержке России (и Ирана). Смогла бы сирийская армия захватить Восточный Алеппо, если бы не интенсивные и безжалостные воздушные бомбардировки российских самолетов?
В этом контексте Гарет Бэйли коснулся еще одного важного момента, а именно — преступлений против человечности, совершаемых в ходе операций в Алеппо: бомбежки больниц, школ, гражданских объектов… «Тех, кто совершает эти преступления, нужно привлечь к ответственности, включая Россию», — говорит Бэйли. Но кто возьмется за это? Нынешние институты, от ООН до Международного уголовного суда, не обладают такой силой.
С какой стороны ни посмотри на трагедию в Алеппо — возникает мрачная картина…