«У меня очень тесные отношения с Путиным. Я не согласен со всем, что он делает. Я не согласен со всем, что делают многие лидеры. Но он понимает, что я бизнесмен. И я инвестировал кучу денег, наша компания инвестировала кучу денег в Россию, очень успешно». Это заявил в феврале нынешнего года в Техасе Рекс Тиллерсон. Это имя до недавнего времени было известно немногим специалистам по вопросам внешней политики, но уже в ближайшее время он может стать одним из самых влиятельных дипломатов в мире. Во вторник Тиллерсон стал официальным кандидатом на пост государственного секретаря США в команде Дональда Трампа.
Кто же такой Рекс Тиллерсон?
Сейчас он возглавляет американскую нефтяную корпорацию Exxon Mobil, которая еще в 2011 году подписала с Роснефтью соглашение о стратегическом сотрудничестве. Согласно этому документу, компании и их дочерние предприятия планируют совместную деятельность по геологоразведке и освоению углеводородных ресурсов в России и других странах, а также обмен технологиями. Объемы потенциальных контрактов оценивали в 300 миллиардов долларов. В мае 2014 года этот договор был продлен.
Корпорация под руководством Тиллерсона продолжает работать в России, несмотря на санкции, наложенные за агрессию против Украины. Хотя деятельность компании уменьшилась. Exxon Mobil оценивает собственные убытки от санкций в один миллиард долларов, и Рекс Тиллерсон не скрывает своего отношения к ограничениям, введенным против РФ.
«Мы не считаем, что санкции могут быть эффективными, разве что они вводятся всеобъемлюще, а это очень непросто сделать. Мы всегда призываем людей, которые принимают такие решения, иметь в виду значительный сопутствующий ущерб, а также то, кто именно получает убытки в результате санкций «, — заявил Рекс Тиллерсон в 2014 году на ежегодном собрании корпорации.
Таким образом, еще с тех пор он последовательно отстаивает снятие санкций.
В Exxon Mobil Тиллерсон работает с 1975 года. С конца 1988-го занял должности в Exxon Ventures (CIS) Inc. и президента компании Exxon Neftegas Limited. Тиллерсон отвечал за проекты Exxon в России и Каспийском регионе, а также за деятельность консорциума «Сахалин-1» на шельфе острова Сахалин. Последние 14 лет он возглавляет ExxonMobil.
В том, что работа вероятного шефа дипломатической службы в правительстве Трампа напрямую связана с Россией, несложно убедиться.
На сайте Кремля можно найти немало пресс-релизов и фото, посвященных встречам Тиллерсона с Путиным.
В интернете есть упоминания и о более давних их контактах. Например, о том, что в 2003 году Тиллерсон участвовал во встрече Путина с руководителями российских и международных энергетических компаний.
А в 2012 году Путин наградил Тиллерсона орденом «Дружбы народов», который дают в том числе «за высокие достижения в развитии экономического и научного потенциала России».
Кандидат на должность главы американской дипломатии — традиционный участник Международного экономического форума в Санкт-Петербурге. Был он там и в этом году, хотя предыдущие два пропустил.
Отвечая на вопрос о влиянии санкций на ExxonMobil, Тиллерсон заявил, что «это вопрос для правительства, если, конечно, на форуме найдется хоть один представитель правительства США, готовый на него ответить».
Присутствующие встретили его слова аплодисментами.
Компания Рекса Тиллерсона вела дела и с Украиной. Но не слишком успешно — скорее, наоборот.
В августе 2012 года межправительственная комиссия признала победителем конкурса по добыче углеводородов на Скифском участке Черноморского шельфа пул компаний во главе с ExxonMobil. Кроме нее, в консорциум вошли Shell, румынская Petron и НАК «Надра Украины».
Началась процедура заключения соглашения о разделе продукции. Его разработали и, по словам участников рынка, должны были подписать в начале 2014 года, но не успели — помешала революция, затем аннексия Крыма.
Получается, что новый возможный госсекретарь США и его корпорация стали в определенной степени жертвами российской агрессии.
«Один из мотивов аннексии Крыма — не допустить появления конкурентов Газпрома и российских государственных компаний в целом на постсоветской территории, — считает президент Центра глобалистики „Стратегия ХХІ‟ Михаил Гончар. — Когда Крым отобрали — сразу возникла ситуация неопределенности проекта. Потому что де-юре это юрисдикция Украины — но она не контролирует этот контрактный блок для разработки. и россияне хорошо знали, что этот консорциум крупных компаний быстро свернет проект и уйдет. Тем более, что средств туда еще не вложили».
К тому же, напоминает Михаил Гончар, в подписанном в 2011 году стратегическом соглашении между Роснефтью и ExxonMobil россияне предложили им массу интересных проектов — не менее привлекательных, чем украинский.
«Ну и ExxonMobil махнул рукой, для него это не было критично. Да и россияне сказали — забудьте об этом шельфе, мы вам „отобьем‟», — рассказывает эксперт.
«Отбить» удалось не все. За несколько месяцев российское направление, которое в ExxonMobil выбрали как ключевое, превратилось в поле рискованных инвестиций. А отдельные направления (например, технологии глубоководного бурения) вообще попали под санкции.
Нет сомнений, что Трамп хорошо знает о прошлом кандидата на должность госсекретаря, но все же остановил выбор именно на нем.
Для утверждения кандидатура Рекса Тиллерсона должна быть согласована также сенатом США, где ему придется отвечать на вопросы и о бизнесе ExxonMobil, и об отношении к России.
И вряд ли сенаторов удовлетворит простое объяснение о том, что в следующем году 64-летний Тиллерсон планировал выйти на пенсию с должности руководителя ExxonMobil.