Волна популизма в Европе и в мире поставила по стойке смирно чиновников и парламентариев Европейского союза. Европейский парламент одобрил 23 ноября текст под знаковым названием «Стратегические коммуникации Европейского союза как противодействие пропаганде третьих сторон». Текст резолюции является не чем иным, как практическим приложением технико-экономического обоснования, подготовленного в прошлом году Европейским фондом в поддержку демократии. Это исследование называется «Обеспечение плюрализма и сбалансированности русскоязычного медиапространства», предпосылкой которого является «дезинформация, распространяемая прокремлевскими СМИ, доступная миллионам русскоязычных зрителей в Европе».
Цель исследования — «определить разнообразные возможности поддержки и укрепления русскоязычного медиапространства в демократическом и независимом направлении в странах Восточной Европы и за ее пределами». Далее ЕФД углубляется в детали и предлагает создать региональный информационный центр, объединяющий все русскоязычные СМИ, не связанные с Кремлем. Из этого мощного аналитического вывода возникает образ агрессивной европейской политики, стремящейся путем создания медийного центра, откровенно выступающего против действующего российского правительства, окружить страну, которая, как свидетельствует документ, считается опасной как для своего собственного населения, так и для других.
В завершение картины необходимо добавить, что ЕФД, организатор исследования, основан Европейской комиссией в 2012 году и финансируется ею, получив стартовый бюджет в 6 миллионов евро. Эта организация появилась с целью «продвижения глубокой жизнеспособной демократии, соблюдения прав человека и законов». Таким образом, можно сказать, что ЕФД является действующим за рубежом орудием внешней политики, осуществляемой Европейской комиссией. В таком случае мы имеем дело с весьма агрессивной стратегией в отношении России в период, когда напряжение и без того достигло заоблачного уровня.
Как изменились отношения между ЕС и Россией
Необходимо, однако, подчеркнуть необъяснимые перемены взглядов, произошедшие у чиновников Европейской комиссии в последние 20 лет. 1 декабря 1997 года был подписан договор о сотрудничестве между ЕС и Россией, ставший результатом огромных дипломатических усилий с обеих заинтересованных сторон, однако особый акцент делался именно со стороны европейских чиновников. В документе Европейской комиссии от 1997 года читаем следующее: «Комиссия считает крайне важным углубить отношения с Россией ввиду ключевой стратегической роли этой страны на мировой сцене… Россия играет важнейшую роль в обеспечении стабильности европейского континента».
В 1997 году во главе России находился Борис Ельцин, президент, начавший военный конфликт в Чечне с последующим нарушением Россией гражданских прав местного мирного населения (этот факт был впоследствии признан самим российским правительством). Почему же, таким образом, в 1997 году Европейская комиссия изъявляла столь настойчивое желание сотрудничать с Российской федерацией, учитывая при этом в документе ситуацию в Чечне, в то время как сейчас она использует аннексию Крыма как предлог для агрессивной политики отношении Востока? Ответом мог бы послужить приход Путина на пост главы государства, учитывая его борьбу с западными многонациональными компаниями, которые в середине 90-х годов действовали на территории бывшего СССР как им вздумается.
Амнезия европейских чиновников
Необходимо наконец подчеркнуть другой необъяснимый вид потери памяти чиновников Европейской комиссии, которые, с одной стороны, как будто хотят окружить Россию, а с другой — протягивают руку другому своему соседу, Турции, столь же или даже более непрезентабельному в вопросе соблюдения «прав человека», чем Россия. По данным исследования «Репортеров без границ за свободу информации» в 2016 году в мировом рейтинге защиты свободы прессы Турция находится на 15-м месте, то есть на три позиции ниже «вражеской» России.
Помимо этого только в ноябре этого года президент Турции Эрдоган арестовал всех главных курдских политических лидеров, оправдывая свои действия как защиту правительства после июльской попытки переворота. Эти репрессивные меры, учитывая нетерпимость в отношении Путина должны были бы спровоцировать определенную реакцию у Европейской комиссии. Однако ничего подобного. Сам председатель комиссии Жан-Клод Юнкер, после начала репрессий Эрдогана, заявил следующее: «Было бы большой внешнеполитической ошибкой закрыть перед Турцией дверь в Европу». Это очень удобная позиция. Все это может лишь подтвердить, что во главе черного списка ЕС находится Путин, и именно против него направлена воинственная внешняя политика Европы.