Япония и Россия спорят с окончания второй мировой войны об одной группе островов. Возможно, теперь эти переговоры продвинутся вперед. Но как далеко Япония может зайти в своих требованиях?
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ (Shinzo Abe) выступает решительно и все же пытается приуменьшить ожидания. По словам Абэ, он намерен решить территориальный спор еще при жизни своего поколения. Однако визит российского президента Владимира Путина в Японию в эти четверг и пятницу может стать лишь одним шагом на пути к этой цели. Согласно официальной повестке дня, во время этого рабочего визита речь будет идти об экономической кооперации на востоке России. Однако для японской стороны это только средство для достижения цели, чтобы вести переговоры о нерешенном споре о группе Курильских островов на севере Японии и о мирном договоре.
Четыре острова к северу от Хоккайдо площадью около 5 тысяч квадратных километров можно увидеть в Японии при хорошей погоде порой даже невооруженным глазом. В споре, берущем свое начало еще с 18 века, Россия и Япония договорились в 1855 году о том, что граница будет пролегать к северу от этих четырех островов. В конце второй мировой войны, после капитуляции Японии Советский Союз занял эти острова и изгнал около 17 тысяч проживавших там японцев. Спор об островах до сих пор препятствует заключению двустороннего мирного договора между обоими государствами.
Япония могла бы защитить себя в результате соглашения
Абэ и Путин встретятся в 16-й раз, однако все еще трудно сказать возникнет ли тут мужская дружба. В любом случае отношения придут в движение. В этом году Абэ уже дважды побывал у Путина в России, на Черном море и во Владивостоке. Теперь он пригласил президента России на курорт в своей родной провинции Ямагучи на западном побережье Японии.
В провинциальной домашней атмосфере японец надеется ближе подойти к соглашению. В пятницу оба закончат переговоры в Токио. В хороших отношениях с Россией Абэ видит своего рода гарантию против того, что изолированная Россия заключит союз с Китаем и вытеснит Японию на край Северо-Восточной Азии. Достижение соглашения по территориальному спору создало бы для Японии, которая разругалась со всеми соседями по вопросу об островах, новую ситуацию.
Отсутствие единства из-за двух островов
Как обнадеживающий сигнал в Токио рассматривается тот факт, что в отличие от предыдущих российских президентов Путин признает совместное заявление от 1956 года, согласно которому после заключения мирного договора Японии будет возвращен остров Шикотан и группа островов Хабомаи. Это самые небольшие из четырех островов. Однако Япония настаивает на возвращении также и Эторофу (Итуруп) и Кунашири (Кунашир). Однако Россия не склонна к этому.
Требование Японии выходит за рамки совместного заявления, сказал Путин перед своим визитом в Японию. Как раз сейчас российское правительство разместило противовоздушные ракеты на Кунашире и Итурупе. Реакция Японии была скорее мягкой. Абэ назвал этот шаг «вызывающим сожаление». В качестве решения для достижения гипотетического компромисса в Токио называются «два (острова) плюс Альфа». Однако неясно, что должен предложить Абэ японским избирателям в качестве «Альфа».
Японец соблазняет Путина экономической кооперацией на востоке и на островах. Россия заинтересована в японской технике и охотно продавала бы газ Японии. Участники переговоров подготовили для этой встречи на высшем уровне около 30 экономических проектов. Речь идет при этом об энергии и инфраструктуре, о сотрудничестве в области медицины и окружающей среды.
Путин рассматривает экономическое сотрудничество в качестве предпосылки для достижения доверия. Тем самым он преуменьшает надежды на быстрое заключение мирного договора. Риск для Японии состоит в том, что в экономическом плане она пойдет на уступки, а в политическом — ничего не получит.
Япония также участвует в санкциях против России
Пытаясь сблизиться с Россией, Япония располагает малой свободой действий. Будучи восточным членом демократического Запада, Япония к неудовольствию России участвует в санкциях, которые были введены после российской аннексии Крыма в 2014 году. Министр промышленности Хирошиге Секо (Hiroshige Seko) заверяет, что ни один из запланированных проектов не будет обходить санкции. «Мы никогда не нарушим солидарность „семерки“ по вопросу об Украине», — говорит Секо. Одновременно существующий международный фронт против России предоставляет шанс для Японии, поскольку она становится более привлекательной для Москвы в качестве партнера по переговорам.
Политические наблюдатели в Токио не едины в мнении о том, будет ли продолжаться это с избранием Дональда Трампа американским президентом. Одни говорят, что более открытое отношение Трампа к Путину может помочь Японии. Другие же рассматривают победу Трампа как препятствие. Чем больше станут сближаться Россия и Америка, тем менее необходимой станет Япония для России.
Регион надеется на новые права в области рыболовства и на приток туристов
Для жителей Хоккайдо эти геополитические соображения мало что значат. Масатоши Ишигаки (Masatoshi Ishigaki), вице-бургомистр Немуро, городка с 27 тысячами жителей на восточном уголке Хоккайдо надеется от достижение соглашения на экономический подъем, если будет решен спор по правам рыболовства и появится больше туристов. В Немуро некоторые таблицы с названием улиц написаны по-русски. А на крыше ратуши по-японски и по-русски написано: «Северные территории являются японской областью».
В городе проживают несколько десятков русских, занимающихся торговлей рыбой. А дальше к северу на мысе Носаппу находится «Дом тоски по родине» — музей воспоминания о потерянной родине. Холодный ветер продувает здания через огромную арку, которая должна символизировать мост между четырьмя островами.
Изгнанные сдержанно относятся к требованиям
Почти в четырех километрах возвышается над морем первая скала группы островов Хабомаи. Около 6 тысяч бывших жителей северных территорий еще живы, большинству из них свыше 80 лет. «Мы хотим возвратиться туда, куда мы принадлежим», — говорит 82-летний Хироши Токуно (Hiroshi Tokuno). Токуно родился на Шикотане. Он настойчиво повествует о страданиях и смерти во время бегства.
С 1992 года изгнанные могут посещать острова без получения виз. В этом году старую родину посетили около 900 японцев. Некоторые подружились с русскими. Через семь десятилетий после окончания войны изгнанные осторожно воздерживаются от максимальных требований. Согласно опросу телеканала NHK, 42% высказываются за то, чтобы Япония получила Шикотан и Хабомаи и продолжала переговоры о двух других островах. Токуно тоже выступает за больший реализм. По его словам, ясно, что с требованием о возврате всех четырех островов Япония не продвинется вперед. Но одно останется неизменным:"В наших сердцах мы, как и все, хотим отправиться домой".