Начало интервенции России на территории Украины в 2014 году стало точкой отсчета для оценки проводимой Кремлем внешней политики. Аннексия Крыма нарушила основные, установившиеся после холодной войны, принципы международного права и вызвала у стран Запада шок.
Об этом идет речь в монографии литовских аналитиков Центра исследований Восточной Европы и Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета «Сценарии развития России: значение для безопасности Литвы и региона», проект финансировал Научный совет Литвы.
В отличие от российско-грузинской войны 2008 года после украинских событий страны НАТО и ЕС продемонстрировали большую солидарность и серьезно отреагировали на растущую агрессивность России.
«Все более агрессивное поведение России, обострение отношений между Россией и Западом вынесло на первый план аспекты, которые ранее обсуждались лишь в узком кругу, — аспекты безопасности стран Балтии.
Анализ внешней политики России последних лет стал не только популярным среди академиков и экспертов, но и необходимым для политиков, для тех, кто формирует внешнюю политику и политику безопасности», — говорится во введении к этому сборнику статей.
По мнению авторов книги, «теперь недостаточно только лишь поверхностно реагировать на очередные действия России, пропагандистские заявления и политические провокации», поэтому необходим более глубокий стратегический взгляд, основанный на серьезных оценках.
В издании предлагаются возможные сценарии внешней политики России, отношений России, Запада и Литвы в частности, моделирование слабых и сильных моментов в этих отношениях с целью определения наиболее и наименее вероятного направления развития ситуации.
Определение возможных сценариев, уверены авторы книги, позволяет делать допущения, что Россия и дальше будет пользоваться нерешительностью ЕС, искать способы распространения своего влияния во всех сферах, где только для этого появится повод.
«Это не позволит расслабиться дипломатам и политикам Литвы, стран Балтии, а ЕС и НАТО должны будут постоянно быть готовы реагировать и останавливать провокации России и агрессивное поведение в международной политике», — говорится во введении к изданию.
В книге представлены рекомендации как для принимающих в Литве решения должностных лиц в том, что касается политики ЕС и НАТО в отношении России, так и по вопросам двустороннего сотрудничества. Наибольшее внимание уделяется действиям Литвы по своевременной идентификации изменений российской внутренней и внешней политики и подаче соответствующего сигнала странам ЕС и НАТО в этой связи.
«Постоянная активная работа со структурами ЕС и НАТО, политической и экспертной элитами стран-членов неизбежно является той первой линией фронта, которую необходимо сохранять как можно более сильной, если мы хотим быть готовы к провокациям и более серьезной агрессии России», — заключают авторы.
В ходе презентации книги парламентарий Аудронюс Ажубалис отметил, что таких книг о развитии сценариев России в Литве «мало, но можно сказать, что и нет совсем».
«О России говорить нужно, в какой-то момент в нашей политике утвердилась такая установка: забудем о России, поскольку мы не можем на нее влиять и оставим ее в покое. Но я думаю, что с такой практикой нужно заканчивать», — отметил он. Другой парламентарий, также один из авторов книги Лауринас Кащюнас подчеркнул, что «у этого исследования были немалые амбиции».
«В контексте санкций в отношении России нужно изучать, как работает политический режим России, как он функционирует, где его основные точки опоры. Где те точки, нажав на которые, можно было бы надеяться на определенные внутренние процессы, которые позволили бы менять политику режима. Эти вопросы сопровождают нас, когда мы думаем о России. И кажется, что мы все знаем, но, с другой стороны, мы ничего не знаем», — утверждал он.
Другой момент, по его словам, это региональная политика. Здесь он упомянул отношения с Белоруссией, и взглянув «на суть зависимости Белоруссии от России, мы понимаем, что двери можно открывать сколько угодно, но они зайдут и сами будут хозяйничать, а не снижать свою зависимость от Кремля».
В книге затрагивается и вопрос Калининградской области, которая «превращается в военный форпост России». Л.Кащюнас отметил, что «Калининград оказывается в позиции бутерброда между Литвой и Польшей». По его словам, этот регион призван отделить Литву от НАТО. Он выразил надежду, что те, кто принимает решения в Литве ознакомятся с данным исследованием, одной из целей которого является и повышение геополитической грамотности.
США и цены на нефть
Политолог Томас Янелюнас отметил, что анатомия любой внешней политики всегда непростое занятие: часто рискуешь попасть в замкнутый круг, поскольку на нее оказывают влияние множество факторов, событий, интересов. По его словам, внешнюю политику России мы начинаем анализировать с воздействия внешних факторов, которые оказывают огромное влияние на ее формирование.
«Еще со времен Петра I для российских властителей был очень актуален их статус и желание быть равными крупным западным странам. В царское, советское время, как и при Путине, было и есть стремление удержать статус великой державы», — утверждал он. К этому он добавил, что России всегда приходится следовать за Западом и это касается разных сфер, поэтому «Россия постоянно чувствует внешнюю угрозу и чутко реагирует на другие крупные силы в международной системе».
«Мы упростили этот момент до того, как Россия в последние десятилетия оценивает мощь США и ее проявления. Потому что для режима Путина именно США являются главным западным игроком. Страны ЕС часто рассматриваются как несамостоятельные игроки системы безопасности», — продолжал он.
Кроме того, по словам Янелюнаса, все, что происходит рядом с Россией и неблагоприятно по отношению к ее интересам она связывает с влиянием США — расширение НАТО, «оранжевые революции» и т.д. «Во всем этом России видится рука США», — отметил он.
В России существуют разные мнения, как себя вести с Западом и США, в основном это три основных идеологических направления, отмечает Т.Янелюнас: прозападные либералы (которые были сильны при Ельцине), великодержавники и прагматики (Примаков, Путин — они полагают, что для сохранения статуса великой державы нужно балансировать и сохранять влияние России у ее окраин) и националисты (Рогозин, Дугин и др., которые рассматривают Россию как лидера славянского мира, а Запад как врага).
«Чаще всего в российской политике доминирует прагматический взгляд, балансирование между Западом и США. Однако время от времени может проявляться и возможность для участия западников и националистов в формировании внешней политики России», — полагает Янелюнас.
Роль США — это главный импульс, на который реагирует Россия. Если США действуют в одностороннем порядке, Россия склонна реагировать и занимать враждебную позицию. Второй момент, влияющей на внешнюю политику, это экономические возможности и такой жизненно важный для экономики России момент, как цены на нефть.
«Низкие цены на нефть приводят к снижению агрессивности России, высокие цены увеличивает веру России в свои силы», — рассуждал Янелюнас. В зависимости от ситуации во внешней политике России могут присутствовать либо прозападные, либо националистические установки.
«Так что реакция России на активность США и цены на нефть позволяет нам говорить о гипотетическом цикле агрессивности России», — резюмирует аналитик. Но, как поясняет политолог, это не единственные факторы, а просто способ упростить некоторые из них, которые отражаются во внешней политике России.
«В нашем исследовании мы пришли к выводу, что даже при том, что режим, законсервирован в рамках Путина, внутри него можно распознать движение от имитации либерального, прозападного курса (период Дмитрия Медведева), до достаточно радикальной идеологии славянского национализма», — заключил он.
Внешняя политика — отражение внутренней ситуации
Аналитик Лауринас Йонавичюс в своем выступлении отметил, что попытался взглянуть на российское государство как таковое: как и на каких принципах оно функционирует, какой руководствуется логикой и как это связано с внешней политикой.
«В России государство воспринимается через несколько основных элементов. Во-первых, это договор между теми, у кого есть доступ к силе (военно-промышленному комплексу — прим. ред.), не конфликтовать между собой, чтобы сохранить государство. Это отсутствие конфликта обеспечивается распределением ренты. Те, кто контролирует силовой блок стремятся к стабильности, используют это для удовлетворения своих личных интересов, а для придания всему этому законности им нужно государство как игрок», — говорил он. «То, что Россия — мировой игрок, что на нас давят американцы, что мы должны сплотиться, все это большей частью прикрытие, а интерес заключается в увеличении доступа этих игроков к увеличению влияния», — рассуждал он.
Стабильность, по его словам, это договоренность, когда один игрок контролирует определенную сферу экономики или жизни в общем и обеспечивает себе ренту: «Основным источником этой ренты является энергетика. Она является движущей силой развития России как государства. Не будь энергетики, Россия пришла бы к банкротству и превратилась бы в несколько Россий».
В соответствии со всем этим в России устанавливается и вертикаль, а также все имеющиеся институты власти. Рента же складываться из энергетического сектора и военно-промышленного комплекса.
«А продажа оружия за рубеж означает наличие интереса в существовании конфликтов. Логика внутренней политики переносится на политику внешнюю. То же самое с энергетикой, установлением монополий, многолетних контрактов. В Литве часто говорят, что русские нападают, потому что это империя. Они нападают, потому что такова их внутренняя логика. Эту логику нужно распознать, она позволяет распознать в том числе и шаги, которые будут предприниматься во внешней политике», — отметил он.
Сценарии развития внешней политики России
Аналитик Вилюс Иванаускас в свою очередь представил сценарии развития российской внешней политики, первым из которых он назвал попытки России испытать границы Запада. Другой сценарий — это раскол Европы, третий — если Россия поведет игру ва-банк. В ходе первого сценария, который, по мнению В.Иванаускаса, мы наблюдаем и сейчас, Россия, избегая прямой военной конфронтации, реагирует на давление и другие виды воздействия со стороны Запада. Конкуренция, конфронтация и напряженность концентрируются вне пределов ЕС и НАТО.
При этом Россия может пытаться наращивать свое влияние в странах Восточного партнерства, провоцировать страны ЕС и НАТО на Востоке этих образований. Россия при таком сценарии также будет пытаться ослабить единство НАТО и ЕС, говорить в двустороннем формате с отдельными странами. Если вести речь о сценарии, при котором Россия стремится к расколу Европы, то в таком случае она будет требовать уважения своих интересов и убеждать в необходимости сотрудничества, пытаться отделить США от вопросов безопасности Европы, что снижает возможность странам договориться, вследствие чего растет и политическое, экономическое, информационное влияние России в ЕС, особенно в Центральной и Восточной Европе.
Что касается игры ва-банк, то Иванаускас в данном случае не исключает таких сценариев как смена режима в России и эскалация конфликта с Западом. Смена режима может стать неуправляемой и внутренняя дестабилизация в России может сказаться и на ее соседях. В случае конфликта с Западом возможна военная провокация в отношении НАТО и, скорее всего, в этот конфликт будут втянуты страны Балтии.
В том случае, если цель будет достигнута, это будет иметь последствия для системы евроатлантической системы безопасности, полагает он. В каждом из сценариев, безусловно, возможны положительные и отрицательные последствия. Наибольшее воздействие на поведение России будут иметь внешние факторы, утверждал аналитик, а именно поведение Запада, особенно США, в международной системе, которое российские элиты могут рассматривать как угрозу. Также на поведение России оказывает влияние и цена на нефть, что обусловливает ее возможности для проведения внешней политики. Наибольшее воздействие на поведение России могут оказать внутренние факторы: доминирующая национальная идентичность, характер политического режима, проблемы этнофедерализма и тенденции социально-экономического развития.
Белоруссии и Калининградской области — отдельное внимание
Отдельные главы в данной книге посвящены соседствующим с Литвой Белоруссии и Калининградской области. Что касается Белоруссии, то здесь, по мнению аналитиков, нужно учитывать наличие взаимозависимости России и Белоруссии. Белоруссия по ряду причин разного порядка оказалась между двух зон влияния, Западом и Востоком, что отразилось и на нее внешней политике.
«В официальных стратегиях Минск так никогда и не обрисовывал четкой траектории и приоритетов, решения зависели от конкретной ситуации и оценке президента Лукашенко, часто основанной на краткосрочном прагматизме и поиске быстрой выгод», — отмечают авторы. Нужно учитывать, что Белоруссия зависима от России по ряду стратегических направлений. Она зависима в военной сфере и сфере стратегической безопасности, зависима экономически и культурно. А одним из главных аспектов, если вести речь о безопасности региона, является зависимость Беларуси от России в военной сфере, что прописано в двусторонних соглашениях обеих стран.
Что касается Калининградской области, то она выполняла функцию важного военного форпоста еще со времен холодной войны, а калининградский вопрос постоянно возникает в различном контексте литовской внешней политики и политики безопасности. «Сегодня, — пишут авторы исследования, — демонстрирующая все большую враждебность по отношению к Западу Москва, особенно реагируя на развитие НАТО, уделяет Калининградской области все большую роль в вопросе жесткой безопасности».
По словам Владимира Путина, Калининградская область для России является стратегически важной территорией. Таким образом, отмечают в авторы посвященного области раздела, «поведение Москвы в этом регионе России показывает, что Москва смотрит на него прежде всего сквозь призму процессов в военной сфере, а именно — расширения НАТО, действий альянса в странах Балтии и Польше».