Тбилиси — Грузинские власти неожиданно задумали продать 25% акций магистрального газопровода Север-Юг, по которому газ из России поставляется в Армению. И сразу вопросами купить — не купить, а если купить, то за сколько, озадачились власти и компании нескольких стран. Во-первых, Армении и Турции, ну и, само собой, России и Азербайджана.
Грузинские СМИ склоняются к тому, что основной выбор властям Грузии придется делать между российским Газпромом и азербайджанской SOCAR. Но, как удалось узнать из источников в грузинском Минэнергетики, уже неделю эксперты SOCAR ведут интенсивные переговоры с грузинской стороной об условиях использования трубопровода и его цене.
Однако и армянская сторона не дремлет. По сообщению тех же источников, ее специалисты обратились к правительству Грузии не отдавать трубу Азербайджану.
«Азербайджанская сторона предлагает столь выгодные для Грузии условия, что наши экономисты вынуждены отнестись к ним предельно серьезно», — отмечают источники. В Армении эта информация вызвала панику. Сам факт такого соперничества покупателей грузинские эксперты оценивают по-разному.
В беседе с haqqin.az директор информагентства News Day Georgia Автандил Отинашвили заявил, что не видит ничего предосудительного в продаже трубопровода SOCAR.
«SOCAR наш давнишний и надежный партнер, Тбилиси всегда с уважением относился к этой компании. Не думаю, что продажей трубопровода «Газпрому» Грузия будет портить отношения с Баку. Эта труба грузинская, и нам решать, кому ее продавать. Ни Армения, ни Россия не смогут вмешаться в отношения Тбилиси и Баку», — убежден он.
В перспективе приобретения Госнефтекомпанией Азербайджана части активов Корпорации нефти и газа Грузии ничего опасного для Армении не видит и другой грузинский эксперт — Гия Хухашвили.
Он пояснил, что продажа 25% не даст азербайджанской компании функций контроля. «Даже при желании азербайджанской стороны она не сможет действовать так, чтобы нарушить интересы армянской стороны. SOCAR, хотя и является азербайджанской компанией, это международная организация, которая дорожит своей репутацией. Она работает в рамках международных обязательств, а эти обязательства сами по себе предусматривают, что поставка по такой жизненно важной инфраструктуре должна быть бесперебойной даже в случае войны между сторонами», — отметил Хухашвили.
Как ни странно, но трезвые головы в Армении придерживаются того же мнения. Премьер-министр Армении Карен Карапетян, выступая в парламенте, заявил, что вообще не уверен в скорой реализации этой сделки, а кроме того, даже если Азербайджан и станет владельцем 25% транзитной трубы, то вряд ли это создаст проблемы.
«Интересы Армении не будут ущемлены, если даже Грузия продаст Азербайджану 25% акций управления грузинским участком газопровода, идущего в Армению. А если все же сделка состоится и Тбилиси продаст весь газопровод, будьте уверены, у Еревана есть свой арсенал ответных аргументов», — отметил Карапетян, призвав не спешить с оценками, дабы не показаться некорректными.
А вот депутат от фракции РПА Ширак Торосян требует предпринять все возможное, чтобы грузинская труба не досталась Азербайджану.
«Армения должна сделать все, чтобы акции не достались SOCAR. Есть мнение, что 25% акций не могут таить в себе риск и их владелец не сможет иметь влияния на принимаемые решения, с чем согласен и я. Но не надо забывать, что у этого вопроса есть еще и психологическая составляющая: какой бы маленькой эта цифра ни была, Армения должна будет платить за транзит газа азербайджанской компании и сознавать, что SOCAR является одним из главных спонсоров по закупке вооружения», — заявил он.
По словам парламентария, это суверенное право Грузии продавать газопровод любой компании, однако важно смотреть и в будущее.
Торосян уверен, что с приобретением пакета акций Азербайджан, который на сегодняшний день является крупным игроком в сфере энергетических коммуникаций на территории Грузии, станет практически монополистом и за ее пределами, уже диктуя свои правила не только в Грузии, но и в регионе, что не исходит из интересов ни Еревана, ни Тбилиси, а теперь уже и Тегерана.
Свою лепту в дискуссию внес и депутат Милли Меджлиса Азербайджана Вахид Ахмедов, который отнюдь не уверен, что Тбилиси продаст SOCAR этот трубопровод.
«Да, переговоры будут, но до подписания сделки не дойдет. Это больше политическое соглашение, и Тбилиси вряд ли захочет испортить отношения с Ереваном. Никто, однако, не спорит, что было бы неплохо, если бы азербайджанская сторона смогла убедить грузин продать акции трубы нам», — отметил он.
Скептически настроен и политолог Зардушт Ализаде. «Россия не допустит, чтобы Грузия продала этот трубопровод Азербайджану. Не забывайте, Бидзина Иванишвили — акционер «Газпрома», а потому нетрудно догадаться, в чью пользу он примет решение», — напомнил он, заметив, однако, что в любом случае будет объявлен открытый тендер, и победит тот претендент, чей вариант окажется более приемлемым.