В ряде случаев путь к получению хорошего образования бывает тернист. Россия — холодная страна, оказавшаяся в изоляции от многих других государств, где разговаривают на языке, для освоения которого, по сути, нужно заново научиться говорить и писать. Но, несмотря на все это, в российские вузы стремятся поступить многие иностранные студенты, приезжающие сюда за качественным образованием по разумной цене. Таким образом, Россия мало-помалу превращается в университетскую державу.
Девальвация рубля и талантливые педагоги с огромным опытом за плечами, которым пока не пришло на смену молодое поколение, открывают в России большие возможности для будущих инженеров, врачей и учителей. В то время как Россия и Запад стоят на пороге новой холодной войны, в области образования началась оттепель. Российские вузы открыты более чем когда бы то ни было, и предлагают образовательные программы не только на английском, но и на испанском языке.
Среди вузов с наибольшим количеством иностранных студентов, выделяется, прежде всего, Российский университет дружбы народов (РУДН). Во времена Советского Союза там училось около 70% иностранцев и только 30% граждан СССР. Сейчас эти цифры поменялись местами: 70% российских студентов и 30% иностранных. «У нас 8 тысяч студентов-иностранцев, мы предлагаем программу обучения в области экономики, ориентированную на Латинскую Америку, на испанском языке. Также есть медицинские направления, например, фармакология и одонтология. В последних двух случаях обучение ведется на английском языке», — с гордостью говорит проректор по международной академической мобильности РУДН Лариса Ефремова. Много иностранных студентов учится в Санкт-Петербургском государственном университете, в Санкт-Петербургском политехническом университете им. Петра Великого и в Московском государственном университете (МГУ) имени М.В. Ломоносова.
Очевидная тенденция роста
В течение последних 10 лет число иностранных студентов в России увеличилось почти в три раза. В 2004-2005 годах их было около 100 тысяч, а к лету 2015 года стало 282 тысячи. Один из них — 28-летний испанец Хуан Гуаль, поступивший в 2011 году в аспирантуру Геологического факультета МГУ.
Он вспоминает первые месяцы своего пребывания в России, когда приходилось учить язык с утра до ночи, разбираться в сложнейших лекциях по математике на русском языке для подготовки к вступительным экзаменам, делить с другими крошечные комнатушки общежития, просматривать груду учебных материалов. Его поразили российские педагоги. «Они все такие советские, имеют огромный опыт и могут делать много малыми средствами, в них чувствуется внутренний стержень, они похожи на тех, что были раньше, но очень высокого уровня», — говорит этот испанец из города Уэски, любитель широких просторов и гастрономических рецептов удаленных уголков планеты.
Обучение в России можно сравнить с подъемом в гору. С вершины кажется, что это легко, но идти приходится очень медленно. Поэтому для иностранных студентов в России предусмотрен период довузовской подготовки, и только после этого они допускаются к обучению на русском языке по своей специальности. Он продолжается 52 недели, то есть целый учебный год. В течение 38 недель из них проводятся занятия, 4 недели отведено для экзаменационной сессии. Оставшееся время предназначено для отдыха. Но нужно сдать вступительные экзамены и преодолеть многочисленные бюрократические преграды, с которыми сталкиваешься постоянно.
Для поступления необходимо владеть русским языком на определенном уровне: обладать словарным запасом не менее 2 тысячи 300 лексических единиц, читать и понимать смысл текстов, а также устную речь. «Я учил русский язык в Сарагосе, но один мой знакомый из Мексики приехал, не зная ни слова по-русски», — вспоминает Гуаль.
По данным Министерства образования, более 40 тысяч иностранных студентов получают стипендии в России. Много иностранцев учится в вузах бывших советских республик: Украины, Молдавии, Таджикистана и Узбекистана. Многие из них приезжают из Латинской Америки, чаще всего из Колумбии, Гватемалы и Перу. В российских университетах учится также большой процент студентов из Азии, прежде всего, из Китая, но также и из Палестины, Сирии, Ирака. Ефремова считает, что стоимость не является основной причиной выбора России в качестве страны обучения: «Мы предлагаем традиционные программы и гарантируем качество. Люди, которые учатся у нас, потом становятся профессионалами с достойной репутацией».
Модернизация
Российским вузам удалось привлечь иностранных студентов, но пока они еще не получили мирового признания. Только в 2011 году университеты по-настоящему начали заниматься научно-исследовательской деятельностью, после того как Министерство образования РФ выбрало 27 вузов и выделило им средства на ведение такой работы. Через два года после этого появился Проект 5-100 — государственная программа поддержки 15 российских университетов с целью вывести их в сотню лучших вузов авторитетных мировых рейтингов.
МГУ имени М.В. Ломоносова занимает 77 место в международном рейтинге вузов CWUR 2016. Три российских вуза попали в рейтинг лучших университетов мира 2016, опубликованный британским изданием The Times Higher Education (THE). Одним из недостатков остается пока небольшое количество иностранных преподавателей. И число иностранных студентов в российских вузах значительно меньше в процентном отношении, чем в западных. В прошлом году в российских университетах, в целом, обучалось менее 3% студентов из других стран. Но к 2018 году Министерство образования и науки РФ планирует увеличить их число до 10%.
Еще одна проблема — низкий индекс цитирования в научных изданиях. По мнению ряда экспертов, российская экономика, основанная на экспорте нефти, газа и другого сырья, не способствует развитию широкого спектра инноваций. Но есть амбициозные проекты. МГУ им. М.В, Ломоносова планирует возвести на площади 430 тыс. кв. м кластер для развития научно-исследовательского потенциала, который будет располагаться поблизости от его основной территории. Это один из самых старых университетов России, который может стать российским аналогом Силиконовой долины.
В университетских джунглях России также открылись новые пути в сфере массовых коммуникаций. Яго Фернандес получил степень магистра в области международной журналистики после двухгодичного обучения в РУДН, куда он поступил, закончив Юридический факультет университета Ла-Коруньи (Испания). «Я хотел воспользоваться возможностью попрактиковаться в русском языке, который я учил шесть лет на курсах», — говорит он. Он доволен большинством преподавателей. По его словам, они разбираются в том, что объясняют, и владеют английским языком на приличном уровне, в отличие от ситуации в России, в целом.
«В лекциях больше внимания уделялось международным проблемам, чем журналистике, и их содержание немного отставало от времени», — вспоминает этот молодой человек 1991 года рождения, который не захотел посвятить себя юриспруденции и предпочел посмотреть мир. На его курсе было мало студентов, и он особо упомянул дисциплину, которая изучает «влияние новых технологий и социальных сетей на события, происходящие в мире, включая „арабскую весну“, и их использование в других ситуациях, где ключевую роль играет так называемая городская журналистика».
Обучение в магистратуре стоило 10 тысяч евро, и он проходил практику в ИТАР-ТАСС, помогая агентству поддерживать страницу в социальных сетях на английском языке. «Таким образом, я мог ежедневно следить за развитием украинского конфликта», — рассказывает Яго Фернандес. По его словам, неизгладимое впечатление произвел на него «день, когда Путин приехал в наш университет, и овации, которыми встретили его студенты, стоящие за натянутыми лентами заграждения».
В районе Беляево, неподалеку от центра Москвы, часто в толпе местных жителей можно встретить иностранных студентов из РУДН. «Эквадор, Колумбия, Куба и Венесуэла — очень важные для нас страны с точки зрения количества студентов. Также важен и Китай, определенно, по причине размеров этой страны», — говорит Ефремова. Иностранные студенты открыли для себя Россию, хотя на сегодняшний день мало кто из них планирует остаться здесь навсегда.