Подводные лодки типа «Скипджек» (Skipjack) были, пожалуй, первыми поистине современными субмаринами ВМС США в послевоенный период. Они сочетали в себе два новшества — конструкция корпуса, обеспечивавшая высокую скорость, и атомная силовая установка. Эти инновационные, внешне похожие на рыбу лодки по сей день являются основой для всех американских субмарин.
ВМС США официально вступили в ядерную эпоху 30 сентября 1954 года. В тот день в строй вошла первая в мире атомная ударная подводная лодка «Наутилус» (Nautilus). Приводимый в движение реактором S2W, «Наутилус» обладал поистине неограниченной дальностью поражения целей. Это был технический триумф, положивший начало новой эпохе в подводной войне.
«Наутилус» оказался весьма успешной подлодкой, но единственной в своем роде, созданной в рамках эксперимента для проверки концепции. «Скипджек» со своим усовершенствованным водно-водяным реактором S5W стал основой атомного флота. S5W оказался высокоэффективным реактором, обеспечивавшим мощность на валу в 15 тысяч лошадиных сил. Он стал штатным реактором для ВМС США вплоть до появления реактора S6G, устанавливаемого на лодках типа «Лос-Анджелес». Реакторы этого типа также поставлялись в Великобританию, и один из них был установлен на первой атомной субмарине ВМС Соединенного Королевства «Дредноут» (HMS Dreadnought).
Но атомная силовая установка была лишь одной из причин, по которым «Скипджек» был принят в боевой состав флота. В ВМС уже были атомные подводные лодки типа «Скейт» (Skate), но у них была традиционная конструкция, и они больше походили на субмарины времен Второй мировой войны. В результате они могли развивать скорость не более 20 узлов. Флоту был нужен новый гидродинамический корпус, чтобы можно было в полной мере использовать мощность реактора.
В 1953 году ВМС получили новую дизель-электрическую лодку. Это была экспериментальная субмарина «Альбакор» (Albacore) с корпусом принципиально новой обтекаемой формы. Идею создания такой лодки выдвинул легендарный подводник адмирал Чарльз Момсен (Charles Momsen) по прозвищу «Швед». Симметричный, похожий на тунца корпус «Альбакора» радикально отличался от традиционных сигарообразных корпусов. В «Наутилусе» главное внимание было уделено атомной силовой установке, а Момсен хотел получить скоростную и маневренную подводную лодку.
«Альбакор» действительно был высокоскоростным — его гладкий корпус позволял развивать скорость 26 узлов. А когда были изобретены серебряно-цинковые аккумуляторы и соосные гребные винты противоположного вращения, скорость лодки достигла поразительного показателя в 33 узла. Она также могла быстро поворачивать со средней скоростью 3,2 градуса в секунду, в то время как у обычных лодок средняя скорость поворота составляла 2,7 градуса.
Два новшества, такие, как обтекаемый корпус и ядерная силовая установка, у «Скипджека» оказались взаимодополняющими. Будучи атомной подводной лодкой, «Скипджек» большую часть времени мог проводить под водой, а поэтому ему не нужны были улучшенные мореходные качества для движения на поверхности. Поскольку лодка в походе практически все время могла проводить под водой, имело смысл сделать ее корпус максимально эффективным для подводного хода.
Главным прибором обнаружения лодки была активно-пассивная гидроакустическая станция BQS-4 с дальностью действия 5 500 — 7 500 метров. Там также устанавливалась пассивная гидроакустическая станция BQR-2 с максимальной дальностью обнаружения 12 тысяч метров. У лодки имелись поисковые и боевые перископы в обтекателе мостика и выдвижных устройств, и надводная РЛС, использовавшаяся при движении в надводном состоянии.
Субмарины типа «Скипджек» были хорошо вооружены, имея в носовой части шесть торпедных аппаратов Mk. 59. В отличие от лодок предыдущих типов, пуск торпед производился не в заднем направлении, поскольку из-за большого гребного винта это было опасно. Лодка могла осуществлять пуски противокорабельных торпед Mark 16, которые использовались еще на заключительном этапе Второй мировой войны. Она также могла запускать противолодочные торпеды Mark 37. Это самонаводящаяся торпеда активного и пассивного наведения. И наконец, «Скипджек» мог осуществлять пуски противолодочных торпед Mark 45 ASTOR в ядерном снаряжении с управлением по проводам. Их дальность составляла более 14 километров, а мощность боезаряда 11 килотонн.
Всего было построено шесть подводных лодок типа «Скипджек». Третья лодка этого типа под названием «Скорпион» в 1968 году затонула вместе со всем экипажем при таинственных обстоятельствах. В целом эта субмарина считалась успешной, но поскольку в процессе гонки вооружений в годы холодной войны разработка новых видов оружия велась ускоренными темпами, ей довольно быстро нашли замену. В середине цикла проектирования «Скипджека» на чертежных досках уже появились новые проекты, сначала «Трешер», а после его гибели «Пермит». В их конструкции был сохранен обтекаемый корпус и атомная силовая установка, но эти лодки были больше и тяжелее, а следовательно, медленнее.
Конструкцию корпуса «Скипджека» позже положили в основу первых подводных лодок с баллистическими ракетами типа «Джордж Вашингтон». Ракетный отсек длиной 40 метров разместили между штурманской/командирской боевой частью и атомным реактором. Каждая из пяти лодок этого типа имела на борту 16 ракет А1 «Поларис». Это была первая баллистическая ракета для пуска с подводной лодки, и мощность каждой из трех ее боеголовок составляла 200 килотонн, а дальность пуска 2 500 морских миль.
«Скипджек» стал примером того, как при помощи сочетания инновационных технологий можно создавать системы вооружений с существенно улучшенными характеристиками. Этот тип оказался настолько успешным, что стал основой для будущих субмарин, причем не только в США, но и в других странах мира. Лозунгом «Скипджека» было «Radix Nova Tridentis» (Основа новой морской мощи). Это очень точная характеристика для данного уникального типа подводных лодок.
Кайл Мизоками — специалист в области обороны и национальной безопасности. Живет и работает в Сан-Франциско, а его статьи публикуются в таких изданиях как Diplomat, Foreign Policy, War is Boring и Daily Beast. В 2009 году он стал одним из создателей блога по вопросам безопасности Japan Security Watch.