С Борнхольма уже раздаются первые протесты. После того как Слите и Карлсхамн отказались сотрудничать с «Северным потоком-2», новой альтернативой для российско-немецкого газового проекта может стать Рённе. «Мы, жители Борнхольма, настроены скептически», — говорит представитель местных СМИ Ян Эскильсен.
На днях муниципалитеты и руководства портов на Готланде и в Карлсхамне в Блекинге сообщили, что отказываются от денег за аренду в размере соответственно 50 и 100 миллионов крон и не будут сотрудничать с «Северным потоком-2» в ближайшие четыре—пять лет.
Их отказ стал следствием нынешней военной угрозы со стороны России. Теперь «Северный поток-2» выбирает место на замену шведским портам. Представитель компании Йенс Мюллер (Jens Müller) подтвердил, что ведутся поиски «альтернативы» — порта, где можно будет хранить трубы и прочее оборудование, прежде чем конструкция окажется на дне Балтийского моря. А управляющий Рённе Томас Берндтсен (Thomas Berndtsen) сообщает, что в порту имеется подходящая для этих целей инфраструктура.
«С односторонней конкурентной точки зрения, мы вполне готовы к этому, поскольку наша рыночная стоимость и конкурентное преимущество возросли на фоне последних событий», — заявил он Berlingske Tidende.
Он уже общался с компанией «Северный поток», что вполне нормально, учитывая, что Рённе был задействован при строительстве трубопровода для «Северного потока-1» в 2010–2011 годах.
Рённе расположен недалеко от немецкого порта Мукран на Рюгене, тоже связанного с «Северным потоком», поэтому датский порт никогда не будет иметь такое же большое значение, какое могло бы быть у Слите на Готланде.
Однако идея сдать Рённе в аренду уже получила поддержку среди политиков.
«Если датская сторона решит, что это не противоречит сегодняшней внешнеполитической ситуации, то мы, конечно, прислушаемся», — комментирует мэр Борнхольма социал-демократ Винни Грусбёлль (Winni Grosbøll).
Не успели планы о сдаче в аренду порта Рённе зародиться, как зазвучали голоса протестующих среди местных жителей. Многие увидели параллели с советской оккупацией Борнхольма в 1945 и 1946 годах.
«Советскому Союза понадобился год, чтобы после Второй мировой войны уйти с Борнхольма. Военные покинули остров лишь 5 апреля 1946 года. Сомневаюсь, что Борнхольм захочет связываться с российской компанией, когда шведы уже сказали „нет“», — объясняет Ян Эскильсен (Jan Eskildsen), известный деятель СМИ в борнхольмском Сандвиге.
С тех пор как местная газета Bornholms Tidende опубликовала новость о том, что Борнхольм может заработать миллионы на сдаче в аренду части порта Рённе российско-немецкому предприятию, ее захлестнул поток сообщений от недовольных читателей.
«Как известно, деньги не пахнут. Рубль сильнее голоса совести», — гласит один из комментариев.
«Невероятно! Швеция отказалась от российских кровавых денег, а наши королева и начальник порта готовы их принять!» — пишет другой читатель.
«Каким же будет будущее Борнхольма, если он попадет в зависимость от России?» — задается вопросом третий.
В 2009 году Дания стала первой страной Балтийского региона, одобрившей проект трубопровода «Северный поток-1». Премьер-министр Ларс Лёкке Расмуссен (Lars Løkke Rasmussen) подчеркивал, что «Северный поток-2» — это, в сущности, глобальный политический проект, но в Дании его рассматривают исключительно как экологическую проблему.
Пока Европейская комиссия отказывается остановить реализацию проекта. Но многие критики отмечают, что «Северный поток» — это российское средство внешнеполитического шантажа методами из области энергетики.
Германия вложила в проект около 50%, так что «Северный поток-2» оказался крайне деликатной проблемой для стран-членов ЕС.