В Финляндии началось празднование 99-летия независимости, которое будет продолжаться целый год
Празднование ознаменуется выходом новой версии фильма «Неизвестный солдат» и болтовней об удивительных успехах Финляндии.
Память 99-летнего избирательна. В праздничном веселье вряд ли вспомнят, например, о первом периоде финляндизации в 1940-х годах. Финляндия бросилась тогда воевать бок о бок с войсками, которыми командовал «гениальный вождь Великой Германии Гитлер», как выразился тогда президент Ристо Рюти (Risto Ryti). Затем выражение стало стыдливей. Финляндия вела «свою войну» бок о бок с Германией. Остальные союзники просто сражались вместе с Германией.
Финляндизацией увлекались и в 1970-е годы. На глянцевых картинках Финляндия представляется упрочившей свое положение тем, что выступила строителем мостов между Востоком и Западом и запустила процесс освобождения Восточной Европы в качестве страны-хозяйки Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Многие современники, наоборот, видят 1970-е годы в мрачном свете, когда свобода слова была только мнимой, перед Советским Союзом заискивали, а Финляндией управлял самодержец с нарушением памяти.
Некоторые люди, входившие в ближайшее окружение Кекконена, вспоминали в последние годы, что проблемы с памятью начали беспокоить его только в последние месяцы президентского срока, в начале 1980-х годов.
Сам Кекконен помнил лучше. В своем дневнике он описывает несколько сбоев памяти уже в 1972 году. Преданные врачи президента приуменьшали проблему. Государственная элита и свободная печать подпевали им.
К счастью финнов, Кекконен был одним из лучших самодержцев. Вместо роскоши и излишеств он отдавался работе, катанию на лыжах и рыбной ловле. Но, празднуя столетие, мы все же должны помнить, что Финляндией с 1972 по 1981 год управлял диктатор, страдающий деменцией.
1980-е годы прошли под знаком «постфинляндизации». Еще в 1989 году финская элита разразилась аплодисментами, когда глава Советского Союза заявил во Дворце «Финляндия», что Финляндия − нейтральная страна. Лидеры других стран говорили о том же, но им почему-то никто не аплодировал.
Во времена Кекконена была только одна правильная линия внешней политики. Современная Финляндия отличается от этих времен тем, что у нее есть только одна правильная линия экономической политики. 99-летний может это тоже обдумать. Если вспомнит.
Ваш колумнист Пекка Сеппянен (Pekka Seppänen) заканчивает на этом свою работу в газете Ilta-Sanomat. Ведь все самое важное уже сказано.