В воскресенье, 18 декабря, появились новые признаки того, что избранный президент США Дональд Трамп может согласиться с точкой зрения разведывательного сообщества, которое утверждает, что именно Россия стоит за хакерскими атаками, пытавшимися влиять на ход президентских выборов.
Один из ключевых советников г-на Трампа заявил, что избранный президент может признать факт вмешательства России, если Федеральное бюро расследований и другие агентства США представят ему совместный доклад, доказывающий это. Это заявление прозвучало спустя несколько недель скептических высказываний со стороны избранного президента и его помощников, указывавших на недостаток доказательств того, что именно Россия несет ответственность за кибератаки, направленные против национального комитета Демократической партии, и за утечку информации.
Выступая в воскресенье, 18 декабря, на канале Fox News, будущий глава администрации г-на Трампа Райнс Прибус (Reince Priebus) заявил, что избранный президент «прислушается к выводам, если эксперты разведки соберутся, вместе подготовят отчет и докажут американскому народу, что на самом деле между ними нет разногласий».
Это его заявление прозвучало на фоне нарастающего стремления конгрессменов от обеих партий инициировать собственное расследование этого дела. Г-н Трамп призывает искать новые возможности для сотрудничества с Россией, и некоторые его критики из обеих партий считают, что его отказ признавать, что Россия вмешалась в ход президентских выборов в США, является признаком его нежелания поверить, что Россия — противник США.
Некоторые представители Республиканской партии советовали г-ну Трампу отнестись к России с осторожностью, указывая на то, что президент Владимир Путин стремится увеличить свое влияние на Ближнем Востоке и в Восточной Европе и поставить под угрозу американские альянсы.
В воскресенье, 11 декабря, четыре сенатора — в том числе республиканцы Джон Маккейн (John McCain) и Линдси Грэхэм (Lindsey Graham) — отправили письмо лидеру сенатского большинства Митчу Макконнеллу (Mitch McConnell), в котором они попросили создать временный специальный комитет для расследования российских хакерских атак. По их мнению, если существующие комитеты Конгресса займутся рассмотрением этого дела, это повлечет за собой массу сложностей, потому что комитетов, претендующих на это, слишком много.
«Мы считаем эту меру оправданной, учитывая необычайный масштаб и размах кибер-проблемы, — говорится в их письме, которое также подписали сенаторы-демократы Чарльз Шумер (Charles Schumer) и Джек Рид (Jack Reed). — Демократы и республиканцы должны работать сообща и в рамках полномочий Конгресса, чтобы справиться с этой уникальной проблемой».
На прошлой неделе г-н Макконнелл поддержал идею того, чтобы комитеты Сената провели расследование действий России, однако не одобрил создание нового специального комитета.
Сенаторы отметили, что этот специальный комитет, для создания которого потребуется одобрение лидеров Республиканской партии, будет «временным» и должен будет завершить свое расследование в определенные сроки. Специальные комитеты имеют право требовать предоставления необходимых им материалов, проводить допросы и получать доступ к засекреченным данным.
В октябре чиновники американской разведки пришли к выводу, что российское правительство инициировало кибероперацию, чтобы похитить электронные письма и другие документы членов Демократической партии, а затем обнародовать часть этих документов, чтобы повлиять на ход президентских выборов в США. Недавно Центральное разведывательное управление выяснило, что российское правительство хотело помочь г-ну Трампу победить на выборах — сам г-н Трамп и его ключевые помощники решительно отвергли это утверждение.
Многие республиканцы признаются, что они не уверены в том, что Россия пыталась именно помочь г-ну Трампу.
Бывший министр обороны Боб Гейтс (Bob Gates), который работал при администрациях Джорджа Буша и Барака Обамы, в воскресенье признался, что он до сих пор не убежден в том, что Россия пыталась помочь г-ну Трампу. Однако, по его мнению, причастность России к хакерским атакам бесспорна.
«Возможно, отчасти проблема заключается в том, что разведывательному сообществу потребовалось некоторое время, чтобы собрать по-настоящему надежные доказательства вмешательства России и российского правительства, и это стало причиной отсрочки реакции, — сказал г-н Гейтс в интервью NBC. — Идентификация — это сложный процесс, но мне сейчас совершенно ясно, что они собрали по-настоящему убедительные доказательства причастности российского правительства».
В воскресенье г-н Прибус отметил, что ФБР не спешило соглашаться с выводами ЦРУ. Однако он также сообщил, что спустя несколько недель отрицания г-н Трамп и его главные советники ожидают новой информации о предположительном вмешательстве Кремля.
«Мы ничего не услышали от [директора ФБР Джеймса] Коми (James Comey), — сказал г-н Прибус. — Эти ребята должны быть честными с американским народом, они должны выйти и сказать все, как есть. Не думаю, что они ясно выразили свою точку зрения».
Представители ФБР не отреагировали на просьбу прокомментировать ситуацию.
ФБР не делает выводов на основании анализа разведданных, как это делает ЦРУ, однако эти агентства придерживаются единого мнения относительно роли России в хакерских атаках на системы национального комитета Демократической партии и электронную почту главы предвыборного штаба Клинтон Джона Подесты (John Podesta), о чем сообщают чиновники, знакомые с ситуацией.
По словам г-на Прибуса, он не может заранее спрогнозировать реакцию г-на Трампа на совместный доклад разведывательного сообщества и бюро охраны правопорядка о причастности России к хакерским атакам. Однако, по его словам, он надеется, что такой доклад в конечном итоге будет подготовлен.
«Я думаю, они его подготовят, и, когда это произойдет, мы все услышим мнение избранного президента на этот счет», — сказал он. Однако, добавил он, даже если Россия пыталась помочь г-ну Трампу одержать победу на выборах, нет никаких причин полагать, что эти хакерские атаки и последующая публикация компрометирующих материалов каким-то образом повлияла на результаты голосования.
Неделю назад в своем интервью Fox News — в противовес заявлением директора Национальной разведки и Министерства внутренней безопасности — г-н Трамп подчеркнул, что эксперты разведки не знают, кто провел эту кибероперацию.
«Они понятия не имеют, была ли это Россия, Китай или кто-либо другой. Это мог быть кто-то, сидящий на своем диване, — сказал г-н Трамп 11 декабря. — Я имею в виду, что они этого не знают».
С того момента г-н Трамп и его помощники изо всех сил старались опровергнуть существование какой-либо связи между этой хакерской операцией и его победой на выборах. Его ближайшие помощники утверждают, что текущие споры вокруг этой хакерской операции являются попыткой лишить его победу легитимности.
Когда более недели назад появились сообщения о том, что чиновники ЦРУ считают, что россияне пытались помочь г-ну Трампу на выборах, его переходная команда опубликовала короткое заявление, в котором она выразила сомнения в обоснованности выводов этого разведывательного агентства.
«Это те же самые люди, которые утверждали, что у Саддама Хусейна было оружие массового уничтожения», — заявили тогда представители переходной команды г-на Трампа.
В пятницу, 16 декабря, во время своей пресс-конференции президент Барак Обама заявил, что правительство США опубликует некоторую информацию по этому вопросу, однако она будет ограниченной.
«Мы предоставим доказательства, которые мы можем безопасно предоставить, которые не будут раскрывать источники и методы, — сказал г-н Обама. — Но я буду с вами честен: когда мы говорим о кибербезопасности, то многое из этого секретно, и мы не будем это предоставлять, потому что мы ловим хакеров, узнавая о них то, чего они не хотят нам показывать».
Российские чиновники отрицают причастность России к хакерским атакам, хотя г-н Путин отметил, что, кто бы ни провел эту кампанию, он оказал большую услугу, опубликовав электронные письма членов Демократической партии.
Управление директора Национальной разведки США уже готовит отчет об этой кампании, и ожидается, что оно обнародует некоторые свои выводы до 20 января, до то есть до ухода г-на Обамы в отставку.