Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Редактор Хидэо Мацусита: территориальные переговоры и вопросы айнов

© CC0 / Public DomainПредставители народности Айны, 1904 год
Представители народности Айны, 1904 год
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сигэру Каяно, скончавшийся десять лет назад, — единственный представитель айнов, избранный депутатом парламента Японии. Ему принадлежат следующие слова о территориальных переговорах между Россией и Японией: «Четыре острова — это земля айнов. Такое ощущение, что Россия и Япония делят острова в обход айнов, которые владели ими».

Сигэру Каяно (Shigeru Kayano), скончавшийся десять лет назад, — единственный представитель айнов, избранный депутатом парламента Японии. Ему принадлежат следующие слова о территориальных переговорах между Россией и Японией: «Четыре острова — это земля айнов. Такое ощущение, что Россия и Япония делят острова в обход айнов, которые владели ими».

Г-н Каяно показал карту Итурупа. На ней 314 названий на языке айнов. Названия четырех северных островов — также на этом языке. По его словам, предки народности айны жили на этих островах.

© CC0 / Public DomainПредставительница народности Айны с медвежонком
Представительница народности Айны с медвежонком


Россия и Япония провели границу на земле айнов. Если изучить историю, то узнаешь об их страданиях. Например, в 1884 году Япония принудительно переселила население северных Курил на Шикотан.

Люди лишились провизии, многие заболели, большая часть лишилась жизни.

Формирующий опыт айнов был непростым. Возникает вопрос: когда правительство Японии и японцы называют острова исконно японскими территориями, их не мучает совесть?


После г-на Каяно ближе всего к депутатскому креслу была Каори Тахара (Kaori Tahara), изучающая историю народов. В 2007 году она набрала 670 тысяч голосов. Я позвонил ей в Швейцарию, на родину ее мужа.

«Да, я разделяю мнение г-на Каяно. Коренной народ айны находятся за скобками территориальных переговоров. Их игнорируют».

Г-жа Тахара также жестко относится к теории «исконных земель». По ее мнению, подобные голословные утверждения привели к застою в переговорах. Она предлагает, чтобы айны предъявили свои территориальные права, что может вылиться в возврат островов.

Тяжело было не только айнам, но и другим коренным жителям. Тем не менее, постепенно их права признаются. В 2007 году ООН приняла Декларацию о правах коренных народов. В соответствии с этой декларацией коренное население обладает правами на отобранные земли и природные ресурсы. Если айны примут участие в переговорах и заявят о своих правах, возможно, России будет сложно отвергнуть их. Россия — многонациональное государство. Ее Конституцией гарантированы права малых народов…

«Один небольшой остров можно передать айнам и сделать из него центр экотуризма», — говорит г-жа Тахара. При этом она не предлагает передать айнам территориальные права на все четыре острова. Цель состоит в том, чтобы пытаться урегулировать территориальную проблему совместными усилиями. Чтобы не было дискриминации и предрассудков. Важно напомнить, что Япония, считающая себя мононациональным государством, также состоит из разных культур и народов. Г-жа Тахара до сих пор ощущает, что ее не считают 100% японкой.

Размышляя о территориальной проблеме, возникают такие вопросы, как «что такое Япония» и «кто такие японцы».


Когда острова вернутся, мы опять столкнемся с такими же проблемами. В XXI веке нельзя прибегать к жестким методам: например, прогнать русских, которые сейчас живут на островах, или же ассимилировать их, лишив культуры и языка.

И слова, и обычаи порождают такое понятие, как «мы». Необходимо перестраивать свое мышление, стремясь к сосуществованию с иными народами и культурами. Я думаю, сейчас это очень важно.