В ходе переговоров 15 и 16 декабря президент Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ пришли к соглашению начать обсуждение совместной хозяйственной деятельности на «северных территориях». Вместе с тем подвижек по урегулированию вопроса принадлежности четырех островов, что для Токио является условием для подписания мирного договора, не было. Одно время в Японии возросли ожидания, связанные с развитием территориальных переговоров, однако почему же сторонам не удалось договориться об этом? Я проанализировал закулисье российско-японских переговоров.
«Для начала необходимы доверительные отношения»
В мае в Сочи прошла российско-японская встреча в верхах. Премьер Абэ общался с главой России в течение 35 минут только в присутствии переводчиков. Он предложил обсудить способы сотрудничества на островах, выразив надежду на то, что Россия и Япония могут быть полезны друг другу.
Премьер Абэ разъяснил, в чем заключается «новый подход»: углубить доверие за счет экономического сотрудничества и после этого искать пути урегулирования территориальной проблемы. В ходе предыдущих переговоров все сводилось к обсуждению юридических и исторических аспектов принадлежности четырех островов.
Премьер Абэ также предложил план экономического сотрудничества из восьми пунктов. Реакция России была позитивной. Стороны договорились встретиться в сентябре во Владивостоке. После встречи глава Японии заявил журналистам: «Мне удалось добиться реакции, которая поможет избавиться от застоя в переговорах и найти выход».
Тем не менее направленность «нового подхода» определена не была. В самолете из Сочи в Японию кто-то спросил генерального секретаря Совета национальной безопасности Японии Сётаро Яти (Shyotaro Yachi): «Что нового в подходе?». На что тот ответил: «Я сам еще не совсем понимаю».
«Такие непростые проблемы, как суверенитет и принадлежность надо на время отложить в сторону». Это предлагали сделать чиновники из окружения премьера Абэ, ранее работавшие в министерстве экономики: секретарь премьер-министра Японии Такая Имаи (Takaya Imai) и специальный советник премьера Эйити Хасэгава (Eiichi Hasegawa). При этом в МИД Японии к ситуации относились крайне осмотрительно: «Администрация слишком наивна, она не знает, насколько Россия коварна».
Премьер Абэ думал, что подвижек не будет, если действовать старыми методами. В конце августа он заявил своим приближенным: «Не получится вернуть сначала два острова, а потом обсуждать принадлежность оставшихся двух». Тем самым он также отверг возможность того, что сначала Россия вернет острова Хабомаи и Шикотан.
Премьер также боится жульничества
Премьер Абэ также опасался, что Россия хочет развивать только экономическое сотрудничество. В сентябре российско-японская встреча на высшем уровне прошла во Владивостоке. Когда Абэ заговорил о совместной хозяйственной деятельности на четырех островах, Путин заявил: «Это очень позитивный план». Когда премьер подчеркнул, что в Японии многие опасаются, что страны будут развивать только экономическое сотрудничество, Путин возразил: «Я хочу, чтобы вы верили мне».
Главы России и Японии договорились провести встречу 15 декабря на родине премьера в префектуре Ямагути. Премьера обнадежил ответ Путина. В ходе пресс-конференции после встречи Абэ подчеркнул: «Я ощутил ответную реакцию. Появились перспективы для конкретизации переговоров».
«Все должно пойти как по маслу», — заявил премьер своему окружению, после чего в правительстве и правящей партии распространились оптимистические настроения по поводу территориальных переговоров. Многие предположили, что если в ходе встречи в верхах в декабре будут подвижки по проблеме «северных территорий», премьер сможет приступить к роспуску палаты представителей. Произойдет так называемый «территориальный роспуск».
Для того, чтобы решить вопрос принадлежности четырех островов, правительство Японии также обсуждало вариант совместного управления спорными территориями. Россия жестко настаивает на собственном суверенитете, однако власти Японии полагали, что компромисс по административным правам будет способствовать тому, что в конечном итоге стороны придут к совместному управлению.
Недовольство территориальным разделом
Тем не менее осенью Россия начала резко ужесточать свою позицию, заметив, что в Японии распространяются оптимистичные настроения.
«Япония хочет использовать территориальную проблему в политических целях. Острова не вернутся сразу», — заявил в октябре российский высокопоставленный чиновник. Тем самым он выразил серьезное недовольство тем, что в Японии возникла теория раздела территорий. Накануне президентских выборов, которые пройдут весной 2018 года, в России наступает период чувствительного восприятия общественного мнения.
Появился застой в обсуждении проблемы безопасности, которое вели генеральный секретарь Совета национальной безопасности Японии Сётаро Яти и приближенный Путина, секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев. Россия опасается, что вблизи «северных территорий» будут развернуты американские войска. Япония пояснила, что присутствие американских сил в регионе выгодно России с точки зрения экспансии Китая, однако Россия не уступила.
«Невозможно и даже вредно определять сроки». В конце октября президент Путин надавил на Японию в ходе прошедшего в России мероприятия. «Японский оптимизм усилил недоверие российской стороны», — вспоминает источник в МИД Японии.
На президентских выборах в США, прошедших 8 ноября, победу одержал Дональд Трамп, проявляющий пророссийскую позицию. Россия пострадала от санкций, введенных в связи с украинской проблемой, однако если отношения между Москвой и Вашингтоном улучшаться, то у России останется мало поводов для компромисса с Японией.
«Похоже, высказывания были слишком оптимистичными». Это заявил премьер Абэ непосредственно перед встречей с президентом Путиным в Перу в ноябре. В ходе этого саммита стороны вновь обсудили совместную хозяйственную деятельность, однако российская сторона заняла жесткую позицию по вопросу суверенитета. В конце ноября цены на нефть начали восстанавливаться в результате соглашения ОПЕК по сокращению добычи. Это привело к еще большему ужесточению действий Кремля.
«Будет непросто», — заявил премьер Абэ с суровым выражением лица после встречи в Перу. При этом когда ответственный по экономическим вопросом спросил премьера о проекте сотрудничества, тот дал добро на его развитие. Есть опасность, что совместная хозяйственная деятельность лишь подтвердит фактический контроль России над островами. Несмотря на это, 15 и 16 декабря Абэ согласился начать обсуждение этого вопроса.
«Возможно, будет много критики». Эти слова премьер прошептал 15 декабря после встречи с Путиным в Ямагути министру иностранных дел Японии Фумио Кисида (Fumio Kishida) и министру экономики Хиросигэ Сэко (Hiroshige Seko) в баре гостиницы на горячих источниках. «Я буду все подробно разъяснять», — добавил он, будто бы убеждая самого себя.