На президентских выборах для нас определяющее значение имеет программа, а не личность. Ключевой для нас является защита национальных интересов в вопросе Косово и Митохии и Республики Сербской, защита сербов в регионе, развитие институционального сотрудничества с Россией, сохранение военного нейтралитета…
Об этом заявил Ненад Попович, лидер Сербской народной партии (СНП), отвечая на вопрос сервера Novosti, поддержит ли он кандидатуру Томислава Николича.
Novosti: В какой степени вы являетесь частью власти, а в какой — оппозиции? Вы поддержали не все законопроекты большинства?
Ненад Попович: Известна наша позиция по Косово и Митохии как составной части Сербии, а также наш скепсис в отношении ЕС и антинатовские воззрения. Мы не собираемся их менять для каких бы то ни было партнеров.
— Ваши ожидания в связи созданием правительством Бюро по сотрудничеству с Россией не оправдались?
— Не оправдались ожидания граждан, которые голосовали за нашу коалицию, преимущественно надеясь, что подобные институты будут сформированы. Месяц назад правительство Японии создало пост министра по экономическому сотрудничеству с Россией. В Германии в правительстве и Бундестаге уже давно работают чиновники, отвечающие за специализированные связи с Россией…
— Обоснованы ли утверждения власти, что Сербия еще никогда так хорошо не сотрудничала с Россией в политическом и экономическом отношении?
— Политическое сотрудничество находится на высоком уровне и позитивно. Однако уровень экономического сотрудничества не достигает степени развития политических отношений двух стран. В 2015 — 2016 годах экспорт Сербии в Россию сократился примерно на 350 миллионов долларов в год по сравнению с 2014 годом. Таким образом, за последние два года мы потеряли около 700 миллионов долларов доходов или два процента ВВП.
— Ожидаете ли вы объявления парламентских выборов и пойдете ли на них с партией СПП?
— Объявление парламентских выборов зависит от договоренности внутри SNS относительно того, что будет их президентским кандидатом. Мы вошли в коалицию с SNS, поскольку занимали единую позицию — прежде всего в вопросе институционального сотрудничества с Россией. Посмотрим, совпадут ли наши позиции в этом вопросе в будущем.
— Правительство поставило цель войти в ЕС, а вы против этого?
— Сербии необходимо сотрудничество с ЕС, но нет ни одной политической или экономической причины, чтобы становиться членом союза, который распадается.
— Почему, как вы считаете, не предоставляется иммунитет сотрудникам российского Гуманитарного центра в Нише?
— Нет никакой логики в том, что военнослужащие НАТО, которые сбрасывали бомбы на Сербию, пользуются дипломатическим иммунитетом, а те, кто хочет очистить Сербию от этих бомб, такого статуса не имеют. Мы ожидаем, что правительство в скором времени предоставит его российским гуманитарным работникам.
— Как вы оцениваете ситуацию в Черногории после выборов?
— Сербы в Черногории — самый преследуемый народ Европы. Им было легче 500 лет под турками, чем под Дукановичем, самым большим преступником в Европе. Я говорил об этом в России и буду говорить в Берлине и в Вашингтоне. Мы ожидаем, что и правительство Сербии будет участвовать в рассмотрении данного вопроса на международном уровне.