Спустя три года после начала самой страшной в мире эпидемии Эболы Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разработала программу по совершенствованию мер реагирования на вспышки заболеваний и предотвращению других подобных бедствий.
В июне генеральный директор ВОЗ Маргарет Чен (Margaret Chan) назначила эпидемиолога Питера Саламу (Peter Salama) руководителем новой программы чрезвычайной медицинской помощи, направленной на оптимизацию мер кризисного реагирования Всемирной организации здравоохранения. В рамках этой программы ВОЗ создала Сеть клинической оценки новых болезней и реагирования (EDCARN), чтобы давать указания и рекомендации по уходу за людьми во время вспышек заболеваний.
Эксперты из области здравоохранения отмечают, что эти изменения являются шагом в правильном направлении, однако развивающиеся и богатые страны должны делать гораздо больше для предотвращения очередной губительной эпидемии. Некоторые из них обеспокоены тем, что будет трудно получить финансирование на эту программу ВОЗ, из-за чего она не увенчается успехом. Дело в том, что страны-члены Всемирной организации здравоохранения не оказывают ей необходимую денежную поддержку.
«Африканские страны настолько сильно зависят от международных организаций помощи, что возвращение Эболы или любого другого заболевания станет очередным дежавю и свидетельством их полной неготовности на национальном уровне», — говорит вирусолог Ойевале Томори (Oyewale Tomori), работающий в университете Редимер в нигерийском городе Эде.
По словам Томори, у многих развивающихся стран пока недостаточно возможностей для того, чтобы распознать и отреагировать на новое инфекционное заболевание.
Объединение усилий
Новая программа ВОЗ также имеет целью укрепить местные органы здравоохранения и объединить усилия властей и международных организаций для предотвращения новой вспышки. Технический руководитель EDCARN Дэниел Бауш (Daniel Bausch) рассказывает, что его программа предназначена для устранения огромных пробелов, обнаруженных во время эпидемии Эболы. Это отсутствие знаний по лечению и уходу за людьми, заболевшими серьезными болезнями такого рода, и нехватка врачей и экспертов, готовых оказывать такую помощь.
«Клиническое ведение пациентов во время вспышек инфекционных заболеваний это один из самых запущенных вопросов в сфере общественного здравоохранения, — говорит Бауш. — Мы поняли, что это одна из многих областей, где крайне необходима международная поддержка».
Поэтому EDCARN объединяет специалистов по болезням, могущим спровоцировать эпидемию, в том числе, по Эболе, ближневосточному респираторному синдрому (MERS) и крымско-конголезской геморрагической лихорадке. Этих людей можно будет направить в очаги инфекционных заболеваний вместе с медсестрами, специалистами по логистике и эпидемиологами, чтобы они на местах давали рекомендации неправительственным организациям и прочим энтузиастам, вызвавшимся ухаживать за больными.
Есть надежда, что благодаря этому удастся предотвратить некоторые проблемы, связанные с лечением больных и с защитой работников здравоохранения. Эти проблемы заявили о себе во время эпидемии Эболы, когда среди 11 310 умерших были местные и иностранные медицинские работники.
Аналитики по санитарно-гигиеническим вопросам, такие как Лоуренс Гостин (Lawrence Gostin) из Джорджтаунского университета в Вашингтоне, с оптимизмом говорят об EDCARN. «Я думаю, это полезная инициатива, идущая в ногу с теми идеями, которые высказывают комиссии по Эболе», — отмечает Гостин, работавший в составе двух из пяти международных рабочих групп, рекомендовавших провести серьезные реформы в глобальной системе здравоохранения в связи с кризисом Эболы.
После этой эпидемии были выдвинуты и другие инициативы в сфере здравоохранения, однако они наткнулись на проблемы, из-за чего надежд на EDCARN стало меньше. Возглавляемая США работа по укреплению местных систем здравоохранения встречает сопротивление на местах, а программа ВОЗ, имеющая схожие цели, не получает достаточного долгосрочного финансирования, из-за чего ее придется свернуть, говорит Гостин.
Для достижения успеха EDCARN в 2016-2017 году должна получить финансирование в размере 485 миллионов долларов, но в настоящее время она профинансирована всего на 56%. Гостин надеется, что скупость стран-членов ВОЗ не обречет на провал начатые усилия по недопущению нового кризиса.