Будущее Сирии решается при посредничестве России, Ирана и Турции. Это послание хотел донести министр иностранных дел России Сергей Лавров, принимая в Москве, 20 декабря своих коллег из Ирана и Турции. «Наиболее эффективным является тот формат, который вы сегодня наблюдаете», заявил г-н Лавров, представляя во время совместной пресс-конференции заявление Москвы. В это же время была организована встреча министров обороны трех стран, в ходе которой был признан провал операций США и их партнеров по урегулированию сирийского конфликта. «Никто из них не обладал реальным влиянием на земле», резко высказался российский министр Сергей Шойгу.
Режим прекращения огня
«Тройка» взяла все под свой контроль, пообещав стать гарантом решения по выходу из кризиса. «Иран, Россия и Турция готовы уже в ходе идущих переговоров способствовать выработке соглашения между сирийским правительством и оппозицией и стать гарантами его исполнения», заявил глава российской дипломатии, не уточнив, о каких переговорах идет речь и с кем именно из оппозиции они ведутся. Совместное заявление призывает " остальные страны сделать то же самое", чтобы способствовать исполнению этого договора.
В ходе приговоров все три министра договорились работать над установлением режима " прекращения огня на всей территории Сирии" (за исключением мест, где находятся боевики ИГ и бывшей «Джабхат ан-Нусра — обе организации запрещены в РФ) и гарантировать беспрепятственный доступ к гуманитарной помощи и свободное передвижение населения по всей территории Сирии. «Cовместное заявление определяет обязательства всех трех стран, добавил министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф. Гуманитарная помощь будет доставлена, и политическое решение, гарантирующее уважение суверенитета, территориальной целостности и единства Сирии, будет найдено».
Турецкий министр, выступавший на следующий день после убийства русского посла полицейским, который хотел отомстить за Алеппо, был солидарен с коллегами. Во время приема у г-на Лаврова министр упомянул общий " успех " в ходе эвакуации второго сирийского города.
И добавил: «Сегодня мы бы хотели продолжить это сотрудничество в других регионах Сирии».
Разногласия «тройки»
Однако продемонстрированное единение не обошлось без разногласий и выпадов. В то время как Турция поддерживает некоторых мятежников и выступает за уход Асада, г-н Лавров прояснил «общую» позицию по этому вопросу: «В рамках «арабской весны», многие внешние игроки пытались использовать ее в свою пользу и сменить режим (…). Но потом пришло осознание, что приоритетом является не смена режима, а борьба против терроризма».
«В нашем совместном заявлении, мы говорим о том, что наши три страны обязуются бороться против ИГ, Джабхат-ан-Нусра и связанных с ними организаций. Россия, как и Иран, часто называла «террористами» всех, кто был против Асада», — прокомментировал с улыбкой иранский министр.
Удар для Асада
Тегеран высказал еще один упрек. Во вторник Секретарь Высшего совета национальной безопасности Исламской Республики Иран Али Шамхани выступил против резолюции принятой единогласно, включая Россию, о размещении наблюдателей ООН в восточном Алеппо для наблюдения за последними отправками гражданского населения и боевиков. По его мнению, это позволит проникнуть на территорию города «военных элементов и служб разведки, которые поддерживают терроризм». Эвакуация закончится " максимум через два дня", заверил г-н Лавров.
По крайней мере, «тройка» договорилась, что в Сирии не может быть никакого «военного решения». Это означает, что амбиции Асада не так уж много значат в их глазах. Действительно, сирийский президент заявлял, что еще немного, и он дождется воссоединения Сирии. За исключением Пальмиры, античного города, «освобожденного» в марте и затем опять захваченного джихадистами. Гаранты, по-видимому, с ним не согласны. Встреча в Москве — это удар по Асаду, который полностью зависит от своих союзников и который обязан им жизнью. Падение восточного Алеппо принесло ему первую победу после пяти лет гражданской войны.