Ричард Спенсер (Richard Spencer), нынешнее лицо (и прическа) американских альтернативных правых, считает, что Россия является «единственной белой силой в мире». А вот Дэвид Дюк (David Duke) считает, что Россия обладает «ключом к выживанию белых». И как недавно заявил лидер националистической группировки белых «Традиционалистская рабочая партия» Мэтью Хаймбак (Matthew Heimbach), президент России Владимир Путин является «лидером свободного мира» — лидером, который помог превратить Россию в «главный центр для националистов».
Для тех американцев, которые только сейчас начинают ориентироваться в нынешних политических пристрастиях и склонностях России (скажем, вследствие недавних резонансных событий, связанных с предположительными хакерскими атаками русских, или вследствие жестокой военной кампании в Алеппо), того, что Москва превратилась в путеводную звезду для американских белых расистов, вполне достаточно, чтобы вызвать шок. Ведь еще несколько десятилетий назад Москва была маяком для ультралевых, а ее влиятельный коммунистический интернационал обеспечивал материальный и организационный рост и придавал вес тем, кто продвигал авторитаризм советского образца по всему миру. Правда, в последние несколько лет Кремль взращивает и подпитывает тех, кто находится на крайне правой границе западного политического спектра, стремясь, как рассказал мне Хаймбак, воплотить в жизнь нечто вроде «традиционалистского интернационала».
Привлекательность Москвы для американских ультраправых в некотором смысле понятна (хотя в той же степени и вызывает беспокойство). Связь между Россией и американскими белыми националистами и сепаратистами за последние несколько лет стали шире и глубже. И Кремль (как и в случае со своим вторжением и оккупацией некоторых территорий Украины) почти не пытается скрывать эти связи.
После хаоса, возникшего в 1990-е годы после распада Советского Союза, путинская клептократия возродила государство, определив для него главенствующую роль в стране. Более того, Путин позиционирует Россию как лидера в глазах тех на Западе, кто пытается вернуться назад, свести на нет либеральную политику — от абортов и прав ЛГБТ до размывания границ между церковью и государством. При этом Москва настойчиво развивает связи с ультраправыми организациями в Европе — от радикальных правых сил в Венгрии до Марин Ле Пен, одного из фаворитов предстоящей президентской гонки во Франции.
Но связи между Москвой и представителями американского движения за превосходство белой расы гораздо глубже и не ограничиваются одобрительной риторикой. Например, Спенсер, заявивший, что «восхищается» Путиным и призывающий расформировать НАТО, также помогал организовать в 2014 году конференцию в Венгрии, в которой должен был участвовать (кто бы мог подумать!) Александр Дугин. Дугин — некогда приближенный к Кремлю политолог и философ, а также основоположник современного «евразийства», согласно которому, в частности, Россия, является центром глобального анти-либерализма. Дугин, написавший книгу «Основы геополитики», которая до сих пор служит учебником для всех курсантов Академии Генерального штаба России, не смог присутствовать на конференции в Венгрии из-за западных санкций. Но Спенсер по-прежнему женат на женщине, переводившей труды Дугина.
При этом Дэвид Дюк, по данным Антидиффамационной лиги, видит в России страну, которая «дает возможность оказывать содействие в защите долголетия белой расы». И несколько лет назад Южный центр правовой защиты бедноты раскрыл подробности о тесных личных связях Дюка с другим американским неонацистом — Престоном Виджинтоном (Preston Wiginton), который в качестве своей второй родины выбрал Москву.
Пока что никаких неопровержимых доказательств финансовых связей между Кремлем и теми, кто хотел бы раздробить США, стремясь превратить страну в анклав «только для белых», обнаружено не было. Правда этого нельзя сказать о связях между Москвой и теми, кто стремится выйти из состава страны, используя более традиционные средства. Несколько месяцев назад Кремль участвовал в финансировании конференции сепаратистов в Москве, на которую съехались представители группировок из Ирландии, Испании и Италии, а также из Техаса, Пуэрто-Рико и Калифорнии. Более того, руководитель основной организации, выступающей за отделение Калифорнии, Луи Маринелли (Louis Marinelli), не только живет в России, но и открыл в воскресенье «посольство независимой Республики Калифорния» в Москве. Как заявил Маринелли в интервью российскому журналисту в прошлом месяце, «в России у нас есть партнеры, которые готовы поддержать нас в наших устремлениях».
Судя по движению, развернувшемуся в Калифорнии, эти сепаратисты исповедуют не только ультраправые взгляды. Но подобно белым националистам, поддержавшим президентскую кампанию Дональда Трампа, они все преследуют одну и ту же цель — разделить США на части. А Кремль — наряду с хакерскими атаками и вкупе со своим стремлением подорвать устои западных альянсов — очень рад и дальше оказывать этим движениям морально-психологическую, финансовую и организационную поддержку.
Поскольку 2017 год уже совсем близко, маловероятно, что эти движения и эти связи ослабнут во время правления Трампа. Скорее наоборот, ряды белых националистов, осмелевших благодаря успеху Трампа, почти наверняка начнут шириться — так же, как и ряды тех, кто будет пытаться раздробить США под эгидой выхода из состава страны. И теперь эти люди нашли себе общего зарубежного союзника — а в некоторых случаях и зарубежного спонсора.
Как недавно сказал Хаймбак, «Россия — наш самый мощный союзник. Представьте, что может произойти с нашей партией, когда Россия проявит интерес». Понятно, что Россия уже интерес проявила — и теперь, когда приближается день вступления в должность Трампа, мы уже не в том благостном положении, когда можно было просто гадать о том, каковы будут последствия этих отношений.