В конце календарного года принято подводить итоги и намечать перспективы. 2016-й не был легким, но на международной арене нам все же удалось добиться главного — укрепить международную поддержку Украины и сохранить режим санкций против РФ. Это несомненный успех. Удивительно, но и в России прошедший год считают удачным. По мнению московских, а также целого ряда западных аналитиков, избрание Дональда Трампа президентом США — это положительное для Кремля развитие событий. Выдающийся, как кажется в Москве, результат достигнут по Сирии, когда в трехстороннем формате Россия-Турция-Иран удалось договориться о перемирии в Алеппо и заявить об общей поддержке политического урегулирования сирийского конфликта — и все это без участия США. Британия проголосовала за выход из ЕС, ослабив тем самым европейское единство в вопросе противодействия агрессии России на Украине, Еврокомиссия открыла Газпрому новые возможности на рынке газа, страны ОПЕК и их партнеры договорились о сокращении объемов добычи нефти, что должно повысить цены на основной экспортный продукт РФ. Разумеется, о внешнеполитических провалах в РФ если и говорят, то очень тихо, а все эти так называемые «успехи» еще должны воплотиться в жизнь, стать не декларативными, а реальными. Поэтому не будет лишним взглянуть, что же ждет нас в 2017-м.
Практически не вызывает сомнений, что год 100-летия Октябрьского переворота станет решающим для Москвы в борьбе за отмену санкций, выход из международной изоляции и возвращение в мировую политическую элиту. Главное внимание будет приковано к США, где команда новоизбранного президента Трампа приступит к практическим шагам по формированию его программы на грядущие четыре года. Отношения с Россией относятся к числу ключевых, и в ходе предвыборной кампании Дональд Трамп много раз говорил, что найдет правильную форму диалога с РФ. Новый американский президент не политик, а бизнесмен, и, по мнению американских экспертов, вполне может пойти на заключение с Владимиром Путиным определенного пакетного соглашения. Для Украины крайне важно, чтобы в этом «пакете» наши интересы были учтены, причем так, как это нужно нам. Важнейшим в этом плане является взаимодействие с Конгрессом, который хоть и полностью контролируется республиканцами, все же представляет довольно широкий спектр мнений по вопросам международной политики. Слишком много политического капитала было инвестировано в Вашингтоне в противостояние с РФ, и теперь просто так от него отказаться будет не очень-то просто не только для многих членов Конгресса — как демократов, так и республиканцев, но и даже для будущих членов новой администрации.
Следующий год будет крайне сложным для Европы. Во Франции и Германии и даже, возможно, в Италии пройдут выборы, и в каждой из этих ключевых стран пророссийские кандидаты даже не скрывают свои финансовые и идеологические связи с Кремлем. Канцлер Ангела Меркель идет на выборы в четвертый раз в условиях жесточайшей критики и слева, и справа, в особенности, что касается миграционной политики Германии. Россия активно задействует все свое лобби в Европе, чтобы доказать вред европейских санкций для европейцев и необходимость возврата к режиму «business as usual». Недавние «успехи» Кремля в Сирии должны, по мнению В.Путина, показать немецким и французским избирателям, что именно в Москве лежит ключ к потоку мигрантов на европейский континент. Наконец, весной в Турции будет проведен конституционный референдум по смене формы государственной власти — с парламентской на президентскую. Со времен формирования современной Турецкой республики это самое радикальное изменение основного закона. Не все в Турции разделяют идею по наделению должности президента исключительными полномочиями, и поэтому крайне важно, чтобы и сам процесс состоялся в рамках демократических традиций страны, и его результаты были признаны как внутри Турции, так и ее основными международными партнерами. Никто — ни Европа, ни Турция не заинтересованы в прекращении многолетнего сотрудничества по самым острым проблемам региона. Наконец, всем ключевым игрокам европейской и региональной политики, вне зависимости от результатов своих национальных выборов и референдумов, придется заново строить отношения с США, искать компромиссы по энергетическим, военным, экологическим и многим другим важным для Запада вопросам. В условиях тотального роста популизма, всеобщего недоверия и доступности информации ни один из этих вопросов не будет легким.
Следующий год обещает быть крайне непростым для российской экономики. Долги перед внешними кредиторами составляют несколько десятков миллиардов долларов, и рефинансировать их нечем, инвесторов, кроме крайне подозрительной сделки с продажей 19.5% акций Роснефти, не видно, а отток капитала в текущем году составил только за девять месяцев 18,5 миллиарда долларов. Сокращаются не только бюджетные и социальные программы, но даже расходы на оборону. Третий год ожидается заморозка пенсионных накоплений, о росте зарплат в Москве забыли давно. В этих условиях кремлевский режим вынужден искать выход, и поэтому следует ожидать небывалой активизации агентов Москвы во всех ключевых западных столицах.
Но для России впереди и немало политических рисков. 2017 год — ключевой с точки зрения формирования политического ландшафта и экономической подушки перед выборами 2018 года. Чемпионат мира по футболу был призван стать демонстрацией широкой международной поддержки России, а миллиарды, потраченные на его организацию и проведение — солидной финансовой базой для избирательной кампании. Однако в следующем году ожидается решение по сбитому боевиками «Боингу» малайзийских авиалиний, рассмотрение исков против Газпрома в Стокгольме и ряда дел против России в Европейском суде по правам человека. Кроме того, если заработает созданный ООН механизм по расследованию военных преступлений в Сирии, результатом 2017-го года может стать бойкот чемпионата мира-2018.
Следует ожидать, что в 2017 году Путин будет стремиться любой ценой выйти из конфликтов в Сирии и на Донбассе. Его не интересует количество жертв и степень разрушений, ему важно, чтобы Запад принял его правила игры. Только это позволит ему вернуться в клуб ведущих государств, если не де-юре, поскольку в «семерку» его больше не пригласят, то «де-факто». По представлениям Кремля, все — и структура власти в поствоенном Дамаске, и выполнение минских договоренностей, должно происходить по московскому сценарию, а компромиссы пусть ищут другие. Этот тезис, к счастью, далеко не однозначно воспринимается по обе стороны Атлантического океана, и это оставляет широкие возможности для маневра.
Сергей Корсунский, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Турции (2008-2016).