Рождественские праздники были омрачены вестью о крушении 25 декабря самолета Ту-154, на борту которого находилось 92 человека, включая 64 члена ансамбля им. Александрова. Коллектив регулярно гастролировал в Чехии, с 2003 года каждые два года. «Огромной человеческой трагедией» назвали произшедшее чешские политики, ряд известных деятелей культуры.
Как сообщила ČTK пресс-секретарь Карела Готта, «короля чешской поп-музыки», неоднократно выступавшего с хором им. Александрова, до глубины души поразило сообщение о катастрофе российского самолета. Свои глубокие соболезнования родственникам погибших выразила также певица Гелена Вондрачкова, планировавшая в 2017 г. с российским коллективом совместное турне по Словакии.
«Последние события, связанные с „Александровцами“, я воспринимаю как огромную человеческую драму и потерю для мира искусства. В чешском обществе сложилось в определенной степени амбивалентное отношение как к самой России, так и к русским ансамблям, однако я лично полагаю, что эта огромная трагедия, случившаяся в Черном море, должна эту двойственность. Оставим за скобками определенный исторический фон и контекст, связанный с этим ансамблем до 1990 года и позже. Совершенно очевидным является высокий профессионализм и художественный уровень этого коллектива», подчеркивает музыкальный редактор радиостанции Чешского радио «Влтава Либор Држевиковский.
Глава Чешской ассоциации русистов Иржи Клапка связался по телефону с ведущим солистом хора Вадимом Ананьевым, сообщившим, что известных певцов Валерия Гавва и Бориса Дьякова не было на борту разбившегося лайнера. Иржи Клапка предоставил интервью русской редакции Радио Прага, в котором выразил глобокое сожаление в связи с катастрофой 25 декабря и вспомнил не только о первом опыте своего сотрудничества с «Александровцами». Ведущим концертной программы ансамбля им. Александрова, приехавшего в 2003 г. в Прагу, он стал неожиданно для себя. В день концерта Клапке позвонила атташе по культуре российского посольства и предложила выступить в данной роли в Конгресс-центре. С той поры он каждый второй год берет на себя обязанности конферансье во время гастролей ансамбля в Чехии.
Иржи Клапка:
Александровцы, иллюстративное фото: Ольга Штрейбарова, Чешское радио «Выяснилось, что проехал ансамбль Александрова, но никто не договорился о том, кто будет ведущим программы и не посоветовал им, какой репертуар они должны представить. Мы договорились о программе — там присутствовали дирижер и хормейстер, господин Коробко и господин Ухов, что все знают, как они поют „Калинку“, „Подмосковные вечера“ или „Эй, ухнем“, но лишь немногие слушали их западный репертуар. Я попросил ей показать что-нибудь из этого репертуара, мы обо всем договорились, и я стал ведущим этого первого концерта».
— Ни для кого из тех, кто живет в Чехии, не секрет, что гастроли этого ансамбля воспринимались чехами противоречиво. Некоторые даже склонялись к интерпретации, что те, кто посещает концерты «Александровцев», являются сторонниками аннексии Крыма. Вам приходилось сталкиваться с такого рода реакциями?
— Да, но мне смешно. Мне позвонили с радио и сообщили, что перед спортивной ареной, где был концерт «Александровцев», проходит демонстрация. Я вышел на улицу, увидел, что там стоят восемь человек и спросил: «О чем вы хотите вести репортаж — об этих восьмерых или о десяти тысячах, которые аплодируют стоя?». Или приходил какой-то человек, который спросил, почему поются песни про оружие. А когда я спросил, какое оружие он имеет в виду, он ответил, что Катюши и признался, что не понимает по-русски. И я ему сказал: «Если бы вы понимали по-русски, вы узнали бы, что это песня про девушку Катюшу, которая поет о своем милом. Вот такие противоречия были. Те, кто приходит на концерты, очень довольны. Музыканты и певцы, которые разбираются в этом, оценивают эти выступления. Карел Готт, Эва Урбанова, Гелена Вондрачкова, скрипач Шпорцл — все их оценивают и если есть возможность, то с ними с удовольствием и выступают.
— Наверное, немногие знают, что учителем Александра Васильевича Александрова был известный чешский дирижер, а также хормейстер Большого театра Олдржих Гавранек...
— Да, в России он работал под именем Ульрих Гавранек.
— Вы собираетесь издать научную работу, которая также посвящена этой личности?
— Александровцы, иллюстративное фото: Томаш Адамец, Чешское радио «Да, да, у меня на столе лежит рукопись (научная работа «Чешские музыканты в России на протяжении более двухсот лет» — прим. ред.). В России работали сотни чешских музыкантов. Первые из них пришли по приглашению Петра Великого. Первый песенник сочинил в 1790 году тоже чех. Первые романсы на слова Пушкина писали также чехи, оперу на слова Екатарины Второй — опять чехи. Например, главный дирижер Мариинского театра Эдуард Направник занимал эту должность на протяжении 50 лет. В Большом театре работал Ваша Сук, его хормейстером был Олдржих Гавранек. Работа будет напечатана в начале мая, чтобы можно было ее представить на концерте в мае.
— Тем самым мы можем подтвердить, что майский концерт ансамбля им. Александрова в Праге все-таки состоится?
— Мы мечтаем об этом.