Как и хозяин Кремля Владимир Якунин проходил обучение в КГБ. Личный друг Путина, после блестящей карьеры дипломата в США, он возглавлял компанию РЖД и создал в Берлине исследовательский центр «Диалог цивилизаций». Его задача дать отпор западным экспертам и НКО, которые, по его мнению, управляют общественным мнением. Интервью с Владимиром Якуниным, экспертом по стратегиям влияния и неофициальным рупором России в Европе.
Paris Match: Россия Владимира Путина, которая казалось изолированной последние годы, стала теперь ключевой фигурой на международной арене. Как вы можете это объяснить?
— Владимир Якунин: Международная политика стала в значительной степени виртуальной. Заявления о конце истории и национальных государств, отказ включить в Конституцию ЕС христианские корни европейской цивилизации и политика мультикультурализма относятся к этой виртуальности. Судя по масштабам террористической деятельности, борьба с терроризмом до сегодняшнего времени тоже была виртуальной игрой…
Политика изоляции России является частью этой конструкции. В западных странах упрощенное видение российского общества, собственного государства и мира в целом привело к антироссийским санкциям, которые повлекли за собой прямо противоположные результаты. Россия не была наказана изоляцией. Наоборот она приобрела авторитет и уважение за свою четкую и последовательную позицию в ответ на давление США и ЕС.
— Как бы вы определили мировоззрение Владимира Путина?
— На Западе личность президента оценивается упрощенно. Стереотипное мнение состоящие из одних клише. Путин «царь», «угнетатель демократии», «агрессор». Однако он имеет не только высшее образование, а также прошел обучение в КГБ, чей уровень образования признан лучшими западными экспертами. Речь идет об очень образованном человеке, который смог сделать карьеру и достичь вершин самостоятельно без чьей либо помощи. С одной стороны Путин отважный и держит слово, с другой — знает, как достичь разумных компромиссов. Именно через призму всех этих качеств мы можем увидеть политическое мировоззрение Владимира Путина. Он думает не как политический деятель, а как лидер. Запомните это очень точное определение: политик думает о предстоящих выборах, а государственный деятель о будущих поколениях.
— Избрание Трампа, Брексит, Молдавия, Болгария, президентские выборы во Франции с участием Марин Ле Пен и Франсуа Фийона — повсюду ведущие политики открыто называют себя друзьями России. Это является результатом многолетней стратегии?
— Невозможно при помощи одних манипуляций заставить независимых политиков во Франции и других странах открыто выступать за восстановление диалога с Россией. Напряженные отношения между Европой и Россией в течение 8 лет и особенно последние 2-3 года не идут на пользу внешней мировой политике и экономике. Все больше и больше политиков это понимают и говорят об этом открыто. Франсуа Фийон и Марин Ле Пен не единственные люди во Франции, которые выступают за восстановление отношений с Россией.
— Некоторые видят в этом новом мировом раскладе руку российских секретных служб, членами которых когда-то были Вы и Владимир Путин.
— Cчитается, что с июля месяца в Алеппо от российских авиаударов погибло свыше 1 тысячи 200 мирных жителей. Вы не боитесь, что однажды ответственные за это вторжение люди предстанут перед международным судом?
— По-человечески, мне бесконечно больно видеть в репортажах страдания гражданского населения, особенно детей. Однако, как эксперт я знаю, что, к сожалению, в войне против терроризма потери неизбежны. Путин с самого начала предложил США и ЕС всестороннее сотрудничество. Русские первыми поняли опасность эскалации в Сирии. Из своего собственного опыта в Чечне они поняли, что не бывает плохих и хороших террористов. Террористы — злейшие враги человечества. С самого начала Россия предложила бороться вместе против общего зла, но менталитет «блоков» и виртуальные политические конструкции опять взяли вверх. Объективно вмешательство России было обусловлено глубоким пониманием ситуации, а не желанием победить западных партнёров. На Западе некоторые это тоже понимают.
— Что Вы ответите тем, кто утверждает, что обострение национального самосознания, вызванное войнами в Украине и Сирии, на самом деле стремится скрыть внутренние экономические проблемы, такие как падение экономического роста, доходов и потребления?
— Русские, конечно, следуют своему внешнеполитическому курсу, но никакие успехи в этой области не могут скрыть экономические проблемы внутри. А они, к сожалению, существуют. Но Сирия это наше общее несчастье и общая боль. И они не были бы такими сильными, если бы русские и иностранцы оказались от взаимных упреков и недоверия и объединились против общего врага, как это сделали выдающиеся мировые лидеры — Рузвельт, Черчиль и Сталин. Я подчеркиваю, что говорю исключительно о важности антигитлеровской коалиции и не сужу этих господ по другим аспектам их политической деятельности.
— Белый дом обвинил непосредственно Владимира Путина в хакерских атаках, которые нарушили ход выборов в США. Мы будем присутствовать при возрождении холодной кибервойны между Россией и Западом?
— Всегда существовали различные секретные операции, чтобы помешать потенциальному противнику. Они велись при помощи информационных технологий еще задолго до того как появился термин «кибератака». Секретные спецслужбы, такие как АНБ в США и бывшее ФАПСИ в России были созданы не для участия в показах мод… Тем не мене, я не верю, что на сегодняшний момент существует способ перепрограммирования всего общества, а не отдельно взятого человека. Один американский эксперт задал скорее риторический вопрос: «Даже если русские смогли проникнуть на серверы Демократической партии и раскрыли публике нечистоплотные интриги внутри партийного истеблишмента, направленные на устранение конкурента в пользу фаворита, другими словами Россия раскрыла правду, должны ли мы противостоять борьбе против политической коррупции»? Также не существует никаких сомнений в том, что американские секретные службы владеют киберметодами наблюдения и контроля не только за своим населением, но и за населением других стран. Я имею в виду наблюдение за Ангелой Меркель, не говоря уже о других лидерах. Но мой взгляд Клинтон и Обама идут в неправильном направлении, пытаясь таким образом оправдать свои неудачи. Либо они реально смотрят на вещи, принимая выбор американских граждан, либо они признают свою беспомощность перед высочайшим мастерством мифических русских хакеров!
— Владимир Путин находится у власти 17 лет. Вы считает это нормальным при демократическом строе?
— В России путем прямого голосования избиратели выбирают президента из нескольких кандидатов. Однако в соответствии с законом после двух сроков подряд Путин отказался вносить поправки в Конституцию и ушел в отставку (c поста президента, чтобы занять пост премьер-министра). Согласно данным независимых исследований его поддерживают более 85% граждан. Ни одна технология не может заставить людей лицемерить во время анонимных опросов. Они просто видят, что происходит в стране, взвешивают все за и против и делают выбор в пользу пути развития с Путиным. Вы меня спрашиваете нормально ли занимать один пост несколько раз подряд. Отвечаю: да, если это разрешено законом, и народ доверяет своему лидеру. И как вы прекрасно знаете, существует много стран, где политики находятся у власти долгие годы. Возьмем пример семьи Кеннеди, которая сохраняла за собой пост сенатора больше 25 лет.
— Как вы думаете, террористическая атака в Берлине и проблема мигрантов могут стоить Ангеле Меркель переизбрания?
— Госпожа Меркель ведет свою политику прямо, без окольных путей. Несмотря на все сложности и критику Германия продолжает активно принимать беженцев. Я бы не стал делать предположений о влиянии иммиграционной политики на исход выборов…