Трампомания в России: когда в начале ноября стало известно, что Дональд Трамп выиграл на выборах президента США, русские начали активно скупать американскую недвижимость. В ноябре количество запросов у риелторов выросло на 35%, сообщила консалтинговая компания Knight Frank. «То, что сейчас наступил ощутимо положительный момент в российско-американских отношениях, вызвало интерес обеспеченных россиян к элитной недвижимости в Нью-Йорке и Майами», — говорит Марина Кузьмина, директор отдела зарубежной недвижимости Knight Frank.
«Некоторые клиенты интересуются возможностью приобрести недвижимость в строительных проектах Дональда Трампа». А Кремль, по всей видимости, не возражает. В своем обращении к Федеральному собранию в начале декабря президент Владимир Путин выразил готовность к сотрудничеству с Западом. Россия не стремится к противостоянию, страна ищет друзья, сказал Путин. Путин имел в виду тогда избранного президента Дональда Трампа, с которым он уже ранее общался по телефону, и стороны были едины во мнении, что необходимо исправлять двусторонние отношения.
А Трамп в ходе предвыборной кампании заявил о новой политики в отношении России. Если его пригласит Трамп, он поедет, сказал Путин в пятницу в рамках ежегодной пресс-конференции. Так делают и обеспеченные россияне, чтобы посмотреть на тот или иной жилой объект в США. И, наоборот, специалисты по недвижимости в США интересуются сотрудничеством с Россией, отмечает Кузьмина. По ее словам, тренд изменился.
В прошлом году, когда экономические санкции начали оказывать свое действие, и вместе с падением цен на нефть российская экономика продемонстрировала снижение на 3,7%, упал и спрос на элитную недвижимость. Америка, которая до 2014 года постоянно находилась в числе пяти самых востребованных стран для покупки недвижимости среди россиян, внезапно исчезла из первой десятки.
Но это было связано не только с политическими сдвигами в отношениях между русскими и американцами. Связано это было и с рублем, который из-за падения цен на нефть потерял более половины своей стоимости. Покупки за границей стали внезапно вдвое дороже.
Поэтому спрос со стороны россиян восстанавливается медленно. Суммы, которые они готовы заплатить за недвижимость в США, значительно ниже, чем это было до 2014 года. По данным Knight Frank, большинство россиян до 2014 рассматривали покупку недвижимости в самых привлекательных городах США стоимостью от пяти миллионов долларов — сделки стоимостью от 15 до 20 миллионов долларов не были редкостью. Сейчас же 90 процентов всех запросов приходятся на сегмент от 500 тысяч до пяти миллионов долларов. Наибольшим спросом пользуются небольшие квартиры или студии. Большие квартиры и пентхаусы стоимостью от четырех миллионов долларов составляют только четверть запросов.
Тем не менее сейчас непонятно, действительно ли будут покупать недвижимость. Поскольку в общей сложности за последние месяцы показатели покупки зарубежной недвижимости россиянами опустились до минимума восьмилетней давности, пишет газета «Коммерсант», ссылаясь на данные риэлторов. Данные основываются на информации Центробанка, согласно которым в третьем квартале 2016 года в результате сделок с недвижимостью заграницу поступило только 229 миллионов долларов, что на 60 % меньше, чем два года назад.
За первые девять месяцев этого года сумма оказалась на 16% ниже прошлогодних показателей. Однако эксперты указывают на то, что статистика охватывает только часть транзакций, потому что многие россияне оплачивают свои заграничные покупки с зарубежных счетов. Но тенденции это не меняет. Прежде всего, традиционно большой интерес к недвижимости в иностранных курортных регионах будет продолжать значительно снижаться и в 2017 году.
Однако интерес россиян сохранится к двум странам наряду с США — Турции и Болгарии. Доля продаж домов и квартир в Болгарии на протяжении более десяти лет высока, поскольку вместе с недвижимостью россияне приобретают и свободу передвижения в ЕС. По официальным данным болгарской статистики, с 2006 года недвижимостью в Болгарии обзавелись свыше 73 тысяч россиян. И в прошлом году россияне стояли на первой строчки среди покупателей.