Битва с ИГИЛ (группировка запрещена в России) в Мосуле ушла в тень после победы в Алеппо. Но изгнать ИГИЛ из Мосула трудно, потому что местное население поддерживает крайние радикальные позиции. Таково мнение научного сотрудника.
Кризисы на Ближнем Востоке происходят так часто, что, когда вспыхивает один, как Алеппо, о другом забывают. Но в Мосуле положение постоянно ухудшается.
В то время как российские боевые самолеты наносили удары по исламистам и гражданскому населению в сирийском Алеппо, удары в иракском Мосуле наносят американские самолеты. В большом городе закрепилось исламское государство, ИГИЛ.
Хлор как оружие массового поражения
Наступление на Мосул, громко начавшееся в октябре, застряло, и в настоящее время ни одна из сторон конфликта не может одолеть противоборствующую сторону. Война идет полным ходом, в зоне боев проживает примерно миллион человек.
И на подходе новые большие проблемы. Наступает зима, половина населения Мосула останется, вероятно, без воды. Зима сдерживает продвижение иракских пехотных частей в районе Таль Афтар, расположенном между Мосулом и сирийской границей. Целью наступления является разгром ИГИЛ в северном Ираке. Согласно плану, Мосул должен быть изолирован от Ракки, которая является столицей ИГИЛ с другой стороны сирийской границы.
На пошлой неделе иракские войска вошли в район Шургат, расположенный примерно в 100 километрах к югу от Мосула. Захват района отмечался как большой успех.
«Иракские войска освободили большую территории в Шургате от террористов ИГИЛ», — заявил Ехья Расул, официальный представитель вооруженных сил Ирака, в беседе с иракскими журналистами.
Согласно данным Международной организации по миграции, по меньшей мере, 118 тысяч жителей бежали из Мосула после начала наступления в октябре.
Согласно курдским СМИ, находящимся в восточной части города, ИГИЛ в качестве оружия массового поражения использует хлор, чтобы заставить отступить иракскую армию.
«Слава Богу, никто не погиб, но у некоторых из наших солдат были проблемы с дыханием», — рассказал иракский комендант в беседе с Kurdistan24. По его словам, это происходило в Тамине на восточной окраине Мосула.
Часть облика города
Но, по словам одного иракского исследователя, действительность в Мосуле выглядит гораздо сложнее, чем думают многие за пределами этого города.
«Есть одна вешь, которую вы там, на Западе, должны понять, Мосул — это не оккупированный город. ИГИЛ является частью облика города, боевики ИГИЛ — это естественная часть населения Мосула. Речь не идет о чужих», — говорит научный работник Луай Джавад аль-Хаттаб (Luay Jawad al-Khattab) корреспонденту Dagsavisen.
По словам иракца, местные жители Мосула поддерживают исламистские позиции, поэтому не получится «прогнать» экстремистов туда, откуда они пришли.
«Они все в основном из Мосула, это местные жители, они родились и выросли здесь. И это требует использования других подходов», — говорит аль-Хаттаб, который, кроме того, сотрудничает с Колумбийским университетом Нью-Йорка.
Многие активисты ИГИЛ в Мосуле, предположительно, служили ранее в страшной Республиканской гвардии Саддама Хусейна. При террористическом режиме Саддама Хусейна это была самая одиозная часть армии. Когда в 2003 году его режим был свергнут, Республиканская гвардия потеряла и свою власть, и свои привилегии. Для многих военных Саддама исламистская группировка ИГИЛ стала организацией, которую можно было использовать для борьбы с новой центральной властью в Багдаде.
Массовые могилы
«Мосул будет освобожден рано или поздно, это несомненно. Но только не употребляйте выражение „оккупированный“, потому что речь идет о местных жителях, которые находятся в своем городе», — говорит аль-Хаттаб.
В июне 2014 года небольшое подразделение не более чем из 200 боевиков ИГИЛ сумело захватить Мосул, второй по величине город Ирака. Причиной столь легкого захвата Мосула было то, что население сильно ненавидело войска центрального правительства в Багдаде, где доминировали шииты. Большинство мусульман Мосула — сунниты.
Но война по-прежнему жестока. После начала наступления на ИГИЛ в Мосуле в октябре иракские правительственные войска постоянно находили массовые могилы. Недавно боевики ИГИЛ упаковали во взрывчатку шестилетнюю девочку и попросили ее пойти к иракским солдатам в восточной части Мосула.
Пока неясно, насколько высок боевой дух боевиков ИГИЛ в Мосуле. На прошлой неделе в Twitter была опубликована фотография, которая может свидетельствовать о кризисе, если это настоящая фотография. Фотография показывает остатки большой сбритой бороды на полу, вероятно, в Мосуле. Предполагается, что боевики ИГИЛ сбривают свои характерные большие бороды, чтобы скрыться из города вместе с беженцами.
«После падения Мосула война не закончится. Боевики отложат проекты построения своего государства и, скорее всего, уйдут в подполье, чтобы продолжать войну с помощью террористов-смертников», — считает аль-Хаттаб.