Президент России Владимир Путин посетил Финляндию с рабочим визитом в пятницу вечером первого июля 2016 года. Визит состоялся по приглашению президента Саули Ниинистё (Sauli Niinistö). Главы государств встретились в Култаранте, летней резиденции президента Финляндской Республики.
Главными темами для обсуждения были НАТО, политика супердержав, новый виток гонки вооружений в регионе Балтийского моря и политика безопасности. Вопросы рассматривались в связи с предстоящей на следующей неделе поездкой Ниинистё в Варшаву для участия в саммите НАТО.
Обсуждения в Култаранте войдут в историю двух стран. Хозяева встречи начали задавать вопросы издалека. Финны интересовались памятной доской Маннергейму, которая была открыта в Санкт-Петербурге за неделю до встречи.
В делегацию Путина входил Сергей Иванов, который принимал участие в открытии памятной доски. Иванов является доверенным лицом Путина. В то время он еще возглавлял Администрацию президента.
У Иванова спросили, почему на памятной доске указано, что Маннергейм будто бы был на службе России до 1918 года, хотя на самом деле Маннергейм вернулся в Финляндию уже в конце 1917 года. Иванов объяснил, что рапорт с просьбой об отставке был получен только в начале следующего года, большевики приняли его отставку и назначили офицерскую пенсию только в 1918 году. Красные коммунисты назначили пенсию белому генералу.
Путин также принимал участие в беседе. Он отметил, что с этим пенсионером Советскому Союзу пришлось повстречаться впоследствии в ходе Зимней войны 1939 года.
Путин также рассказал, что в архиве Сталина найден интересный документ. Стенографисты сделали точную запись речи Сталина, которую он произнес в апреле 1940 года.
Спустя всего лишь месяц после заключения мира по итогам Зимней войны товарищ Сталин и другие члены Ставки, которые представляли высшее политическое и военное руководство, обсуждали опыт финской войны.
Обсуждение проходило в Кремле 14-17 апреля 1940 года. Тайное совещание, продолжавшееся четыре дня, увенчалось длинным монологом Сталина, в котором он разъяснял своим командирам главные задачи Зимней войны и их решение.
В Култаранте Путин неожиданно пообещал предоставить принимающей стороне этот документ, который наверняка покажется ей интересным. Полного текста Путин все же не обещал, так как некоторые моменты следовало бы «замазать черной тушью».
Ноябрьский документ
Обещанный Путиным документ Министерство иностранных дел Финляндии получило в конце ноября. Газета Iltalehti обратилась в канцелярию президента с просьбой показать этот исторический документ времен Зимней войны.
12 декабря начальник пресс-службы президента Катри Макконен (Katri Makkonen) по электронной почте отправила газете Iltalehti копию документа, полученного из Москвы.
Копия представляет собой текст речи Сталина, которую он произнес на совещании перед военными командирами в 1940 году. Текст был переведен на финский язык.
Полученная газетой Iltalehti копия идентична той, что была отправлена Министерству иностранных дел и канцелярии президента. Это подтвердила начальник пресс-службы президента Макконен. Она также сообщила, что документ изначально находился в архиве Сталина.
Сталинские архивы сейчас распределены по различным российским государственным архивам, единого собрания больше не существует.
Найденная Путиным речь Сталина известна финскому специалисту по вопросам Второй мировой войны Охто Маннинену (Ohto Manninen). 20 лет назад он изучал протоколы и стенограммы этого совещания Сталина и командования Красной армии.
Протоколы были найдены только в 1996 году. Их хранили в партийном архиве в Москве. По словам Маннинена, в получении разрешений на изучение документов, относящихся к Зимней войне, проблем не было, поскольку этим вопросом занимались члены Российской академии наук.
Охто Маннинен и член Российской академии наук профессор Олег Ржешевский совместно написали основанную на протоколах книгу под названием «Красная армия держит экзамен у Сталина» (Puna-armeija Stalinin tentissä), которая вышла на финском языке в 1997 году. Российская версия книги появилась в 1999 году под названием «И.В.Сталин и финская кампания».
Отсутствуют две части
Iltalehti попросила профессора Маннинена сравнить предоставленный Ниинистё документ с версией протокола, использованного в его финской книге. В них оказались различия.
Перевод текста, переданного Ниинистё, сделан наскоро. Финский язык не очень хороший, время от времени кажется, что это машинный перевод.
В книге Маннинена перевод сделан отлично. Перевод на финский язык выполнил Кари Клемеля (Kari Klemelä) на основании двух версий протоколов. Выступавшие, скорее всего, сразу же внесли свои исправления во вторую версию, поскольку стенографисты, по словам Маннинена, явно расслышали некоторые слова неверно.
Так называемой «черной туши» в варианте речи Сталина, переданном Ниинистё, довольно много. Новый перевод, который пришел из Москвы, содержит меньше половины оригинального текста речи.
В тексте отсутствуют два связанных отрывка из речи Сталина, произнесенной 17 апреля 1940 года перед военным командованием.
По словам Маннинена, в одном из отсутствующих отрывков Сталин дал анализ направлений операций и слабости своей армии. Он укорял военное командование и частично себя самого в том, что Красной армией командовали в основном ветераны гражданской войны. Гражданская война не научила хорошо воевать в реальной войне. А профессиональные офицеры царской армии не подошли Красной армии.
На войну против Финляндии Красная армия отправилась как на прогулку, считал Сталин.
В тексте документа, по словам Маннинена, недостает и отрывка, в котором Сталин говорит об угрозе создать правительство Отто Вилле Куусинена (Otto Wille Kuusinen).
В этом отрывке, в соответствии с оригиналами протоколов, Сталин сказал, что в 1939 году Советский Союз оставил Финляндии только два варианта. Финны соглашаются на пересмотр государственной границы, или же Советский Союз разобьет их вдребезги, и в Финляндии придет к власти правительство Куусинена, которое не оставит от финских руководителей живого места.
«Либо вы, господа финские буржуа, идите на уступки, либо мы даем вам правительство Куусинена, которое вас распотрошит, и они предпочли первое», − сказал Сталин, согласно книге Маннинена.
Умышленное начало войны
Все-таки интереснее и важнее всего то, что осталось от оригинала речи Сталина в тексте, переданном Путиным.
Маннинен говорит, что в этом тексте присутствует четкое заявление Сталина о том, что он начал войну умышленно, и она стала этапом большой войны, которая позже переросла во Вторую мировую.
Осенью 1939 года Красная армия еще не была готова к войне. Сталина это не интересовало, в последний день ноября 1939 года он просто приказал начать войну в преддверии зимы, а не, например, весной следующего года.
«Насколько я помню, Путин как-то, согласно заявлениям в печати, заявил, что Сталин в данном случае действовал рационально», − говорит Маннинен.
В соответствии с текстом, Сталин говорил о том, что начал войну в связи со сложившейся международной обстановкой. На Западе три супердержавы вцепились друг другу в горло. Это было лучшим моментом обеспечить безопасность Ленинграда; использовать представившуюся возможность и свернуть шею финнам, в то время как эти державы были заняты другим делом.
Если бы решение отложили на пару месяцев, то, по словам Сталина, это могло привести к тому, что пришлось бы отсрочить этот шаг лет на двадцать, «потому что в политике всего не предусмотришь заранее».
У Финляндии плохая армия
В оригинале протокола высказывания о финской армии более позитивные, чем в тексте, переданном Путиным. Некоторые участники совещания даже завидовали Финляндии.
В экземпляре, переданном Ниинистё, финской армии дается лишь грубая оценка.
По мнению Сталина, главная слабость финской армии состояла в том, что она пряталась за камнями. По его словам, финская армия была обучена вести не активную, а пассивную оборону. То есть она не умела переходить в контратаку.
По мнению Сталина, финская армия была безнадежно устаревшей и неправильно оснащенной. У Финляндии не было воздушных сил и хорошей артиллерии.
По мнению Сталина, финская армия годилась только для небольших представлений, таких, как заманить врага в тыл и окружить. Сталин называет такую тактику фокусами. Пару раз это может пройти, но в третий раз уже не получится.
«Армия не может держаться только на фокусах».
«Армия, которая хорошо ведет партизанские наступления — заходит в тыл, завалы делает и все прочее — не могу я такую армию назвать армией», — заявляет Сталин в своей речи.
«Важнейшая победа»
Важнейшей частью речи Сталина был вопрос о безопасности бывшего Ленинграда, нынешнего Петербурга. Петербург — вторая столица России.
Главные высказывания Сталина касаются того, что он готов пойти на риск в отношении Финляндии. Красная армия не была готова к войне, далеко не готова. Все же Сталин пошел на риск, хотя он не был уверен в результатах войны с Финляндией.
Сталин заявил, что был готов к тому, что Советскому Союзу не удастся захватить Финляндию, как и произошло. Он все же выразил удовлетворение тем, что в результате войны Хельсинки попал в тиски, поскольку в соответствии с мирным договором были получены Ханко и Выборг.
Мороз пробегает по коже, даже сейчас, когда читаешь последнюю часть речи Сталина. Сталин говорит, что разгром Финляндии был «не бог весть какой задачей».
«Главное в нашей победе состоит в том, что мы разбили технику, тактику и стратегию передовых государств Европы, представители которых являлись учителями финнов. В этом основная наша победа», − говорит Сталин.
После этого участники совещания поднялись со своих мест и «устроили в честь товарища Сталина бурную овацию».