Решение «два острова минус α»
Во время российско-японской встречи в верхах, которая прошла в середине этого месяца, Япония не достигла ощутимых результатов, однако мне кажется, что стал понятен способ, при помощи которого Россия хочет урегулировать территориальную проблему: какими бы не были уступки, максимум, что отдаст Россия — это Хабомаи и Шикотан. Назовем этот способ «два острова минус α». На данный момент Россия не готова уступить ни один остров, однако если совместная хозяйственная деятельность на островах будет успешной, Москва пойдет на переговоры о возврате двух островов на определенных условиях.
Борьба за условия на основе совместной декларации
В Японии все знают о способе урегулирования «два острова плюс α». После развала СССР в 1991 году Япония непрерывно вела территориальные переговоры с Россией, однако ей не удалось прийти к соглашению о возврате четырех северных островов и подтвердить их принадлежность.
При этом в Советско-японской декларации 1956 года, подписанной между Японией и СССР, сказано, что после заключения мирного договора Японии передаются острова Хабомаи и Шикотан. Более того, президент Путин неоднократно повторял, что он стремится к решению на основе совместной декларации.
Поэтому если Япония откажется от четырех островов и изменит свое решение на два острова, Россия сразу же даст свое согласие и пойдет на некий компромисс по Кунаширу и Итурупу (плюс α). Теория «два острова плюс α» появилась в Японии примерно с середины 2000-х годов.
Например, в ходе беседы с журналистами «Иомиури» Путин подчеркнул, что у России вообще нет территориальных проблем. При этом что касается Шикотана и Хабомая, он отметил, что в декларации не сказано, под чьим суверенитетом и на каких условиях будут передаваться эти острова.
Поскольку в декларации упоминаются Хабомаи и Шикотан, он будет вести по ним переговоры, однако от территориальных переговоров Путин отказывается.
При этом глава России не касается Кунашира и Итурупа, поскольку эти острова выходят за рамки совместной декларации.
Мне кажется, Россия хочет предложить следующий способ урегулирования: 1) Россия и Япония начнут совместную хозяйственную деятельность на «северных территориях»; 2) они подпишут мирный договор, даже если не будет подтверждена принадлежность четырех островов; 3) они обсудят условия передачи Шикотана и Хабомая.
Я полагаю, что в случае передачи Хабомая и Шикотана Москва выдвинет такие условия, как отказ от увеличения количества американских баз в Японии.
В центре внимания экономическое сотрудничество и мирный договор
Администрация Путина пойдет на переговоры о передаче только в случае развития совместной хозяйственной деятельности на «северных территориях». И наоборот, если экономическое сотрудничество не возымеет успех и не будет подписан мирный договор, Россия не будет придерживаться нынешней концепции, в соответствии с которой не будет возвращен ни один остров. «Это — не та проблема, которую можно решить за один — два года. Но я не думаю, что это нереально», — говорит один из представителей российской стороны.
При этом представитель японской стороны отмечает, что российский подход заключается в концепции «два острова минус α». Он опасается, что борьба за условия может занять 20 лет.
Несмотря на такую суровую реальность, в преддверии российско-японской встречи в верхах в Японии распространились ожидания, связанные с тем, что хотя бы вернутся два острова. Особенно на это повлияло заявление премьер-министра Японии Синдзо Абэ, сделанное им после встречи с российским лидером в сентябре: тогда он подчеркнул, что появились перспективы для переговоров на основе предложенного им «нового подхода». Почему же распространились оптимистичные настроения?
Я думаю, причина заключается в японских стереотипах в отношении России. В 2000-е годы, когда состоялись последние российско-японские переговоры, посвященные именно территориальной проблеме, разница в экономическом потенциале России и Японии была слишком очевидна.
Последняя встреча Путина и Абэ разрушила эту иллюзию. Между тем у Японии немного дипломатических опций. Стремиться к подписанию мирного договора и урегулированию территориальной проблемы, постепенно улучшая отношения с Россией в целом? Или же не идти на компромисс с Россией и при этом не требовать острова и мирный договор?
У Японии нет способов изменения статуса-кво в краткосрочной перспективе, поэтому у нее остается только первый вариант. Это — мое мнение.