МОСКВА — Экономическая повестка России не обещает сюрпризов в следующем году — власти накануне президентских выборов предпочтут замалчивать проблемы и продолжат избегать непопулярных решений, а главным риском станет ослабление бюджетной политики на фоне растущих нефтяных цен и стремления подпитать экономический рост и приободрить электорат, говорят экономисты.
Аналитики опасаются, что Минфину не удастся сдержать госрасходы в 2017 году, а решений, которые помогли бы сбалансировать бюджет, ждут после 2018 года.
Ослабленная санкциями российская экономика падает второй год подряд, инвестиции в основной капитал и реальные доходы населения — третий. В 2017 году власти ожидают возобновления роста в пределах 1,0-1,5%.
«Рутина экономическая с политическим оживляжем», — описывает следующий год руководитель региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич, называя его годом «дальнейшей деградации».
«Чем ближе к выборам, тем больше всяких великих прожектов. Жду сочинения новых духоподъемных инициатив по образу и подобию нацпроектов, но так как денег почти нет, всегда можно обычные бюджетные расходы обозначить как нечто духоподъемное».
КАНДИДАТ НА ОСЛАБЛЕНИЕ
Сделка ОПЕК и выросшие вслед за этим нефтяные цены могут принести бюджету в 2017 году дополнительно порядка триллиона рублей, говорил министр финансов Антон Силуанов.
Премьер Дмитрий Медведев на встрече с партактивом «Единой России» уже обещал, что сверхдоходы будут потрачены на приоритетные направления. По словам Силуанова, решение будет «где-то посередине» — часть из допдоходов будет направлена на расходы, а другая пойдет на сокращение трат Резервного фонда, из которого финансируется бюджетный дефицит.
«Заметный риск состоит в том, что консенсус, который был построен Минфином вокруг заморозки расходов, становится более хрупким», — считает Александр Исаков из ВТБ Капитала, по оценкам которого, при цене Urals 55 долларов в 2017 году бюджет дополнительно получит порядка 1,3 триллиона рублей.
Бюджет пересматривается легче в сторону повышения расходов, замечает Исаков, а попытки их сократить всегда встречают сопротивление.
В 2016 году в условиях падающих доходов бюджета на фоне низких нефтяных цен Минфин планировал сократить расходы, но в итоге они выросли, прежде всего, из-за увеличения трат на оборону — правительство решило закрыть долг оборонных предприятий перед банками.
Экономист Альфа-банка Наталия Орлова ожидает увеличения расходов на 5,0% в 2017 году по сравнению с 2016 годом при цене нефти $50, что, в свою очередь, создаст новые инфляционные риски.
«Бюджетная политика мне кажется естественным кандидатом на ослабление в условиях, когда экономика не может вернуться на траекторию роста, а монетарная политика ограничена внешними факторами — ставкой ФРС», — сказала Орлова, также отметив тенденцию роста социальных расходов перед выборами.
Еще один фактор в пользу увеличения соцрасходов — быстрый рост доли россиян, живущих за чертой бедности, число которых увеличилось с 2014 года до 22 с 16 миллионов человек. Однако финансовой подпитки в следующем году будет недостаточно, чтобы развернуть тренд ухудшения уровня жизни в долгосрочной перспективе, пишут аналитики Альфа-банка.
Рост нефтяных цен может побудить Кремль увеличить социальные расходы в преддверии президентских выборов в 2018 году, говорит экономист БКС Владимир Тихомиров.
«Я не исключаю, что во втором полугодии следующего года, ближе к президентским выборам какая-то дополнительная индексация зарплат возможна. Хотя я не ожидаю, что это будет очень существенно, возможно, на уровень ожидаемой инфляции следующего года, то есть в районе 4-5%», — считает Тихомиров.
Он прогнозирует, что дефицит бюджета в следующем году будет меньше, чем закладывает правительство, — 1,8% ВВП при нефти 55 долларов.
Бюджет на следующую трехлетку посчитан исходя из прогноза цены нефти 40 долларов за баррель и предусматривает заморозку расходов на уровне 16,0 триллиона рублей и снижение дефицита с 3,2% ВВП в 2017 году до 1,2% ВВП в 2019 году.
Если Минфину не удастся сдержать госрасходы, это создаст риски увеличения дефицита в среднесрочной и долгосрочной перспективе и еще большего роста долговой нагрузки, предупреждает Александра Суслина из Экономической экспертной группы.
Со следующего года для покрытия дыры в казне Минфин увеличивает более чем вдвое чистые заимствования на внутреннем рынке.
«Бюджетное правило заработает только после 2019 года, соответственно у нас нет никаких ограничений. И если вдруг получится, что доходов станет больше, должна быть политическая воля, чтобы эти доходы не потратить, так как давление будет сильным», — сказала Суслина.
Глава Минфина Силуанов обещал не расслабляться в деле снижения дефицита:
«Мы будем сокращать разбалансировку бюджета, подстраивать свои расходы под те возможности, которые у нас будут. Ни в коем случае тут нельзя расслабляться, имея в виду то, что нам нужно пройти сложный трехлетний период, а после этого уже можно будет говорить о наращивании каких-то расходов, наращивании мер поддержки инфраструктуры, человеческого капитала», — говорил министр в конце декабря.
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ВЫБОРОВ
Президенту Владимиру Путину в следующем году предстоит сделать выбор из широкого меню экономических мер, часть из которых может войти в его предвыборную программу, однако болезненные решения будут отложены на период после выборов.
В начале года Путин позвал бывшего министра финансов, последовательного критика политики правительства Алексея Кудрина писать стратегию развития РФ на следующий президентский срок — 2018-2024 годы. Стратегия должна быть готова к маю.
В послании Федеральному собранию в декабре Путин также наказал правительству до мая написать план реформ, реализация которых позволит обеспечить темпы роста экономики выше мировой.
По словам Тихомирова, то, что в этом году правительство так или иначе публично обсуждало повышение налогов и пенсионного возраста, говорит о желании властей подготовить население к неизбежности таких решений.
«Большая часть реформ сопряжена с непопулярными мерами. Перекос в сторону соцрасходов, которые очень сильно выросли за последние 10 лет, и любая попытка сбалансировать бюджет будет сталкиваться о непопулярные меры».
«До выборов никто не выйдет и не скажет: будем повышать налоги, идите голосуйте. После выборов ситуация может измениться», — считает Тихомиров.
Путин в послании Федеральному собранию поручил правительству к концу следующего года подготовить предложения о корректировке налоговой системы. Налоговые новации должны заработать с 2019 года.
«Без повышения основных налогов уже не обойтись. После 2018 года с большей вероятностью повысят НДС. НДФЛ с меньшей вероятностью, но тоже возможно», — говорит источник, близкий к Минфину.
Чем дольше сохраняется неопределенность относительно структуры налогов, тем более велика суммарная потеря в предпринимательской активности, предупреждают Исаков и Суслина.
«Ситуация со всей очевидностью для всех — не только для специалистов, но и для властей — становится довольно критической в среднесрочной перспективе. Население стареет, нагрузка на бюджет, связанная с поддержкой пенсионеров, растет и будет расти. Это будет заставлять власти, с одной стороны, пытаться нарастить резервы, как гарантию защиты от будущих кризисов, а с другой, пытаться как-то сбалансировать экономику и сделать ее менее уязвимой от внешних факторов», — считает Тихомиров.
Зубаревич отмечает, что реализация реформ будет зависеть от политической воли, но предполагает, что даже после выборов все меры будут носить в основном фискальный характер, которые лягут на плечи населения и бизнеса.
«Можно придумать какую угодно программу, но дальше начинается вопрос политической воли, а политическая воля рождается тогда, когда есть стимул. Вопрос — какие у власти стимулы? Просидеть как можно дольше или ускорить развитие страны? Ответ — некий баланс, потому что в загнивающей стране править все тяжелее и тяжелее», — сказала Зубаревич.
«Но если взвесить на чаше весов эти две гирьки, то, конечно, перетягивает — сохранить себя во власти как можно дольше. Поэтому какие-то ремонты экономические будут, но не затрагивающие основы сложившейся политико-экономической системы».