В соответствии с планом экономического сотрудничества из восьми пунктов, выработанным в ходе российско-японской встречи на высшем уровне 16 декабря, были отменены такие крупномасштабные проекты, как продление Транссиба до Хоккайдо и строительство газопровода из Сахалина. Изначально существовали различные препоны и опасения, связанные с крупными финансовыми гарантиями и обеспечением безопасности, однако застой в территориальных переговорах, которые окончились ничем, также сказался на ухудшении обстановки. Фантастические проекты так и остались мечтой.
«Российская сторона проявляет большой энтузиазм». Источник в торговых кругах не скрывал своего волнения, когда этой осенью возникли проекты экономического сотрудничества.
В ходе майской встречи в Сочи премьер-министр Японии Синдзо Абэ предложил президенту Путину «новый подход» для того, чтобы в будущем урегулировать проблему «северных территорий». В результате того, что экономическое сотрудничество стало рассматриваться отдельно от территориальных переговоров, российская сторона начала неожиданно проявлять огромный интерес.
У России появился шанс выжать из Японии как можно больше. Не факт, что российская сторона думала именно так, однако министерство экономического развития России предложило 50 проектов, министерство развития Дальнего Востока — 18 проектов. Количество проектов росло на глазах.
Японская сторона заявила, что во время визита в Россию министра экономики Японии Хиросигэ Сэко (Hiroshige Seko) было выбрано около 30 приоритетных проектов. Тем не менее, в конечном итоге был подписан протокол о намерениях по 80 проектам: 68 частных и 12 правительственных. Общая сумма инвестиций — примерно 300 миллиардов йен.
Несмотря на этот пир горой с участием правительства и частного бизнеса, большинство этих проектов трудноосуществимы.
Один из крупнейших проектов — продление Транссиба до Хоккайдо. Расходы будут громадными: необходимо построить тоннели и мосты через пролив Лаперуза, а также модернизировать железнодорожные линии на Хоккайдо при том, что компания JR Hokkaido подумывает над тем, чтобы ликвидировать убыточные линии.
С учетом событий Второй мировой войны многие эксперты также обеспокоены сферой безопасности: по их мнению, Хоккайдо может быть захвачен.
Несмотря на это, коммерческие СМИ приветствовали российско-японскую встречу в верхах. «Российско-японская совместная хозяйственная деятельность. Продление Транссиба до Хоккайдо вызывает огромный интерес. Благодаря ему Япония получит выход в Евразию»… В конечном итоге этот проект оказался под сукном, однако нет сомнений, что о таком можно было только мечтать.
При этом предложенный Либерально-демократической партией и партией Комэй проект строительства газопровода из Сахалина, который свяжет Хоккайдо и район Тохоку с Токийским заливом, также реализован не будет.
Протяженность газопровода 1500 километров. Строительные расходы — примерно 700 миллиардов йен. Этот трубопровод связал бы дальневосточные крупные газовые месторождения с японскими потребителями. Японская сторона возлагала надежды на стабильные и гарантированные поставки энергоресурсов в долгосрочной перспективе, однако из-за возможных протестов со стороны предприятий, которые инвестировали крупные суммы в создание условий для импорта сжиженного природного газа, этот проект так и не увидел свет.
Проект энергетического моста, который свяжет электросетью Хоккайдо и Сахалин, также оказался под сукном, однако надежды на его реализацию пока еще остаются. По словам японских властей, было достигнуто соглашение продолжить исследования на основе отсутствия каких-либо обязательств.
Президент Путин заявил, что он поддерживает создание энергомоста, поэтому не странно, если он будет построен в качестве президентского проекта.
Между тем даже если связать Сахалин и Хоккайдо электросетью, пропуская способность оборудования линии «Китамото», соединяющей Хоккайдо и Хонсю, составляет всего 60 тысяч киловатт. При том, что окупить этот проект можно будет только в случае поставок дешевой сахалинской электроэнергии в столичный регион.
При этом вне зависимости от российско-японских переговоров компания Tokyo Electric Power наметила реформы, в соответствии с которыми планируется провести слияние и поглощение с другими крупными электрическими компаниями. Если Tokyo Electric Power, находящаяся на стадии национализации, получит контроль над электрическими сетями восточной Японии, вероятность реализации проекта поставок электроэнергии из Сахалина в Токио вырастет.
Тем не менее если не будет подвижек по проблеме «северных территорий», японцы не одобрят крупномасштабные инвестиции. По словам правительственного источника, Япония не может полностью посвятить себя экономическому сотрудничеству, поскольку власти могут обвинить в том, что Москва водит их за нос.
Крупномасштабные проекты вновь впадают в глубокий сон, мечтая о том, что наступит день, когда Россия вернет Японии «северные территории».