В ходе российско-японской встречи на высшем уровне, которая прошла в конце прошлого года, Япония на правительственном и частном уровне подготовила план экономического сотрудничества на общую сумму 300 миллиардов йен. Вместе с тем подвижек по проблеме «северных территорий» практически нет. Правительство России относится к этому вопросу прохладно. Компания Mitsui занимает активную позицию: подписывает меморандумы о намерениях для того, чтобы создать в России фармакологическую компанию и объединить капиталы. Есть ли шансы на успех в России на фоне роста неопределенности мировой экономики? Мы поговорили об этом с директором Тацуо Ясунага.
Ицуро Фудзино: Что вы можете сказать о проектах в России?
Тацуо Ясунага: Мы инвестировали в российский рынок 100 миллиардов йен. Мы гордимся тем, что это один из самых серьезных показателей среди японских компаний. Помимо проекта по производству СПГ «Сахалин-2», мы также инвестируем в компании, которые торгуют автомобилями и строительной техникой. Наряду с природными ресурсами в России, население которой составляет 150 миллионов человек, есть богатый потребительский рынок. Для разработки природных ресурсов необходим огромный капитал, однако если внимательно относиться к распределению капитала по всей России, риски не так велики. Правительство России хочет изменить экономическую структуру, находящуюся в зависимости от природных ресурсов. Также есть спрос на модернизацию устаревшей инфраструктуры: электростанции и так далее. Мы предоставим продвинутые технологии и оборудование. Кроме того, есть мелкомасштабные инвестиции в сфере медицины и продуктов питания. Что касается природных ресурсов, то мы отдаем приоритет увеличению производственной мощности проекта «Сахалин-2».
— Не беспокоит ли вас отношения Запада, который не отменяет экономические санкции против России?
— Западные компании относятся к российским проектам серьезно: французская компания Total развивает СПГ-проект в Арктике с крупным российским газовым предприятием. У них крепкие отношения с Россией; они вложили большие деньги в заводы и оборудование. В международном форуме, организованном правительством России, приняла участие американская продовольственная компания Cargill. Она потребовала улучшить инвестиционный климат. Ранее российский бизнес считал своими партнерами европейские компании. К сотрудничеству с Японией он относился осмотрительно. Наша компания действует в сферах, на которые не распространяются санкции: повседневный спрос и инфраструктура. Россию нельзя назвать особенной страной. Элита обучается на Западе, языковых проблем в сфере бизнеса не возникает.
— Как вы относитесь к Дональду Трампу, который станет новым президентом США?
— С одной стороны, его называют консерватором, а с другой, он прилагает усилия к тому, чтобы усовершенствовать промышленную структуру. Он воспринимает США в качестве рынка. Этот рынок представляют компании, производящие сланцевую нефть и газ. Мы обсуждаем дополнительные инвестиции в таких сферах, как химикаты, СПГ-базы и так далее. Многообещающими являются такие области, как лизинг грузового транспорта и создание учреждений для пожилых людей. Если США станут чрезмерно консервативными, это негативно отразится на торговле и развитии быстроразвивающихся стран, что скажется на спросе на природные ресурсы. Тем не менее США больше всех пользуются плодами глобализации. Я думаю, они не будут впадать в крайности. Российско-американские отношения не станут еще хуже. Для того, чтобы не отстать от американских и европейских компаний, японские предприятия должны задуматься об освоении российского рынка.
Тацуо Ясунага окончил Токийский университет в 1983 году и начал работать в компании Mitsui. Возглавлял автомобильное и корабельное направление. В 2015 году стал исполнительным директором. Участвовал в развитии проекта «Сахалин-2». Родился в префектуре Эхимэ. Возраст: 56 лет.
Компания Mitsui специализируется на разработке природных ресурсов и развитии инфраструктуры быстроразвивающихся стран. Недавно она подписала семь меморандумов о намерениях с такими крупными российскими компаниями, как «Газпром», «Русгидро» и «Русагро». Mitsui обладает влиянием на российском рынке.
При этом эксперты отмечают, что у этой компании практически нет опыта в сферах, которые не связаны с энергетикой. Это контрастирует с Itochu, которая успешно работает в таких областях, как ткани, продукты питания и так далее. Для инфраструктурных проектов требуется опыт и рентабельность.