Бесспорный лидер России находится у власти с того момента, как стал одним из трех вице-премьеров при Борисе Ельцине осенью 1999 года. С тех пор Владимир Путин является президентом в общей сложности 12 лет, поделенных на три периода.
64-летний Путин еще не сказал, собирается ли он выдвигать свою кандидатуру на выборах в 2018 году, но пока не похоже, что в будущем мы станем видеть его реже.
«У меня такое чувство, что в 2017 году многое будет по-путински. Не потому, что он прав, а потому, что его станет невозможно остановить», — говорит Ларс Рове (Lars Rowe), историк, специалист по России из Института Фритьофа Нансена в беседе с Dagbladet.
Сирия и Крым
В качестве примеров того, как Путин одерживает победы, благодаря своему влиянию, — несмотря на сильное противодействие со стороны США и европейских стран, — Рове приводит конфликт в Сирии и Крымский полуостров.
В гражданской войне в Сирии, которая продолжается уже почти шесть лет, России все время была на стороне президента Башара Асада, с сентября 2015 года она бомбит мятежников — или тех, кто, по мнению Путина и Асада, являются террористами.
В конце ноября и декабре российская военная авиация поддержала наступление режима Асада, целью которого было отвоевать Восточный Алеппо, который до того момента с 2012 года находился под контролем мятежников. По меньшей мере, 35 тысяч мирных жителей вынуждены были пуститься в бегство, чтобы выбраться из города, прежде чем правительственные силы систематически станут выдавливать из него «все антиправительственные элементы».
Параллельно с этим Путин сделал все, чтобы договориться о решении вопроса на переговорах с Ираном и Турцией, после того, как попытки заключить договор по Сирии с США и так называемой «группой поддержки» в сентябре потерпели неудачу.
«В Сирии мы видим наиболее явный пример роли, которую играет Россия. Там западные страны вынуждают принимать в расчет позицию русских. С Асадом разговаривает только Путин, а изначально западные сверхдержавы намеревались сделать так, чтобы Асад ушел».
«Точно так же мы можем предположить, что перспективы того, что Крым вновь станет украинским, невелики. И это странно, учитывая ту сильнейшую реакцию, которая последовала после российской аннексии в 2014 году. Крым останется российским», — говорит Рове.
Уверенность России в себе
Старший научный сотрудник норвежского Института внешней политики Юлие Вильхельмсен (Julie Wilhelmsen) тоже не считает, что аннексию Крыма можно отыграть назад.
«Единственный, кто мог бы это продавить, это НАТО, но маловероятно, что страны-члены альянса готовы взять на себя расходы, с этим связанные», — считает Вильхельмсен.
Прекрасно зная, что у западных стран едва ли есть другие средства давления, чем уже введенные санкции, Путин и Кремль вряд ли станут напрягаться, чтобы выполнять требования так называемых Минских соглашений от 2015 года, полагает она.
Эти соглашения направлены на установление прочного мира в восточной части Донбасса. Сегодня этот регион контролируется пророссийскими сепаратистами. Соглашения от 2015 года гарантируют, в частности, «отвод всех иностранных вооружений, военной техники и наемников», эта формулировка является настоящим камушком в огород путинского вмешательства на Украине.
Пока вооруженный конфликт только продолжается, около 10 тысяч человек стали его жертвами.
«Сегодня Россия чувствует себя довольно уверенно и Минских соглашений придерживаться не собирается», — предсказывает Вильхельмсен.
Уместнее задать вопрос о том, не станет ли новая администрация США оказывать большее давление на украинский режим с тем, чтобы он пошел навстречу требованию предоставления большей автономии Востоку Украины, полагает она.
Это может стать опасным
— После российской аннексии Крыма многие опасались, что мы стали свидетелями начала чего-то и что это создаст опасный прецедент. Как вы думаете, не станет ли Путин предпринимать нечто подобное и в 2017 году?
— Я никогда не была в числе тех, кто думал, что существует какой-то план мировой экспансии. Я опасаюсь того, что, поскольку напряженность настолько возросла, например, в Прибалтике, и поскольку и Россия, и НАТО подозревают друг друга в стремлении расшириться, может возникнуть очень опасная ситуация, — говорит Вильхельмсен.
Ларс Рове думает, что для Путина по-прежнему будет важно демонстрировать силу в регионе.
— Я ожидаю, что он будет утверждать интересы России там, что он считает сферой своих законных интересов. Тут речь идет о том, что русские называют «ближним зарубежьем», то есть о бывших союзных республиках.
Президентские выборы в 2018 году — фактор, который может оказать влияние на путинскую внешнюю политику. Это может либо приглушить конфликт, потому что российская экономика, строго говоря, не выдержит новую войну. В худшем случае эффект будет обратным.
— Конечно же, выборы могут повлиять. Войны обычно приводят к росту популярности Путина в опросах общественного мнения, так что исключить это нельзя. Вместе с тем путинский режим настолько боится потерять власть, что они наверняка захотят сосредоточиться на домашних проблемах, — говорит Вильхельмсен.
С Трампом — приятнее?
Но, возможно, самый решающий момент для внешней политики Путина наступит уже 20 января. Тогда Дональд Трамп будет приведен к присяге в качестве 45-го президента США.
Звезда реалити-шоу и бизнесмен во время избирательной кампании призывал как к российскому шпионажу, так и взлому электронной почты демократов. Он позитивно отзывался о Путине как руководителе и дал понять, что смягчит санкции, введенные после вмешательства в дела Украины.
— Приведет ли это к новой эре в отношениях между США и Россией?
— Путин — человек очень расчетливый. Он будет использовать то, что говорил Трамп, на всю катушку, но он не поведется на лестные словаТрампа, — говорит Вильхельмсен.
Она думает, что Трамп — несмотря на свои противоречивые и иногда даже взаимопротиворечивые инициативы может оказать позитивное воздействие на двусторонние отношения.
— Трамп — бизнесмен, и исходя из его логики, простора для заключения сделок может стать больше. Не исключено, что американцы займут позицию, менее принципиальную в том, что касается ценностей. С российской точки зрения, совершенно очевидно, что США и Запад используют ценности для того, чтобы пристыдить Россию и унизить ее.
Урок
Пока Трамп еще не приведен к присяге, из Кремля поступают неоднозначные сигналы. За два дня до рождества пришло зловещее сообщение от Путина о наращивании ядерной программы страны. Вместе с тем в прошлом году российский военный бюджет был сокращен на 27%, а самая громкая антизападная риторика сейчас слегка приглушена.
Тем не менее, Рове думает, что реальность будет такова, что российская позиция будет более доминирующей, чем это было раньше.
— До Запада дойдет, что Путин побеждает, потому что не считаться с Россией нельзя. В этом рецепт его успеха, хотя это вовсе не означает, что это рецепт более безопасного мира, — говорит Рове.