Факты
Глобальное изменение власти:
• Позиция Запада, в частности, в лице США, как мировой сверхдержавы, в последние годы стала слабее.
• Одновременно с этим ряд стран в разных частях света, в том числе Китай, упрочили свои политические, военные и экономические позиции.
• Главной геополитической стратегией Барака Обамы было помешать подобной экспансии со стороны Китая.
• Важным инструментом такого плана был Договор о Транстихоокеанском партнерстве, куда Китай не входит.
• После победы Дональда Трампа на выборах Договор о Транстихоокеанском партнерстве считается практически мертвым, это дает Китаю дополнительные возможности для продолжения своих успехов за счет США.
Новое время: Дональд Трамп означает «вывод» США и дает в руки соперников США «карты получше». Служебные записки норвежских дипломатов в Китае и России дают более полное представление о мире, становящемся все более мультиполярным.
Китай
Договор о Транстихоокеанском партнерстве был решающим элементом главной геополитической стратегии Барака Обамы: путем наступательного позиционирования в Азии создать военный, политический и экономический оплот против главного глобального соперника СГА — Китая.
Но новый президент США пообещал вывести американцев из этого договора, который крайне непопулярен в США и который охватывает двенадцать стран Тихоокеанского региона, в частности, целый ряд региональных врагов Китая.
«Похоже, что договор ТТР умер после избрания Дональда Трампа. Или, как говорят в Пекине: «Может, он и не умер, но, во всяком случае, в глубокой коме», — пишет посольство Норвегии в Пекине в записке, адресованной отделу торговой политики и международной экономики Министерства иностранных дел.
Klassekampen стало известно содержание записки, датированной 25 ноября прошлого года, чуть более двух недель после того, как Трамп победил на выборах Хиллари Клинтон.
Китай увидел новые возможности
Успех Трампа и рост популизма многими рассматриваются как еще одно проявление слабости Запада, который переживает спад. Война в Сирии, где Россия, Иран и Турция оттеснили США и европейские державы на второй план, подчеркнула, что геополитические позиции Запада стали слабее.
Вместе с тем и США, и Европа по-прежнему испытывают серьезные экономические проблемы после финансового кризиса 2008 года, многие опасаются, что новые кризисы не за горами.
Нападки Трампа на ТТР — звено в его обещаниях «вернуть величие Америки», но вместе с тем они открывают новые двери перед соперниками США.
«Сейчас кажется совершенно очевидным, что США не признают ТТР, ведутся дискуссии о том, насколько ТТР вообще может существовать без США, и это значит, что для Китая открываются новые возможности», — пишет посольство в Китае.
Москва смотрит на Восток
В другой служебной записке, направленной в отдел России, Евразии и регионального сотрудничества МИД Генеральным консульством Норвегии в Санкт-Петербурге 10 ноября, норвежские дипломаты описывают, как еще один из ярых соперников США, Россия, завязывает все более тесные связи именно с Китаем.
Сближение в частности, является прямым результатом того, что отношения между Западом и Россией в последние годы становились все более напряженными.
«Смотреть на восток, сотрудничать с Китаем и другими странами региона стало для России еще важнее после существенного спада в торговле с Западом вследствие санкций», — констатируют дипломаты.
Отход от доллара
В ноябре Китай и Россия заключили более 20 договоров о сотрудничестве, в частности, в области атомной энергетики, таможенном сотрудничестве и сотрудничестве в области транспорта.
Две сверхдержавы осуществляют более 60 инвестиционных проектов — в их числе крупные проекты, связанные с газом, новыми атомными станциями и скоростным поездом — первой частью прямой высокоскоростной железной дороги между Москвой и Пекином.
«И в торговле, и в промышленности ставка делается на усиление связей двух стран, то же касается и энергетики. То, что обе страны хотят использовать во взаимной торговле свою национальную валюту, — и таким образом, уйти от использования доллара, — также говорит об этом», — отмечает Генеральное консульство.
Норвежская китайская мечта
Норвегия в последние годы также сделала немало для улучшения отношений с Китаем после того, как политические контакты были прерваны как следствие присуждения Ли Сяобо Нобелевской премии мира.
Нормализация отношений была с тех пор одним из главных приоритетов МИД, и в декабре Бёрге Бренде (министр иностранных дел Норвегии — прим. ред.) объявил, что достигнута «полная нормализация».
«Мы, в частности, договорились о немедленном возобновлении переговоров о свободной торговле», — заявил министр иностранных дел.
Китай хочет распространиться по всему миру
Однако, в том, что касается торговли, у Китая имеются гораздо более амбициозные планы.
«Если США в плане торговой политики уйдет из Азии, Пекин получит «карты получше», — пишет посольство.
Дипломаты говорят, что Китай действует быстро и «хочет заполнить вакуум в торговой политике в Тихоокеанском регионе», которую вот-вот создаст Трамп.
Китайцы помимо этого пытаются усовершенствовать альтернативные региональные торговые соглашения, такие, как Всестороннее региональное экономическое партнерство (RCEP). Договор охватывает 16 стран, в частности, Китай, Японию, Южную Корею, Индию, Австралию, Новую Зеландию, и, если он будет подписан, это будет означать, что его действие распространится на 45% населения земного шара.
Прошло уже 15 раундов о заключении договора RCEP, заключению его мешает сопротивление в Индии.
«Мега-договор»
«Насколько удастся заключить договор RCEP (…) неизвестно. Но учитывая вес и желание Китая, исключать это нельзя», пишет посольство в Пекине.
Договор, который стал инициативой Китая, должен «открыть дорогу» для еще более обширного договора под эгидой Китая: Договоре о зоне свободной торговли в азиатско-тихоокеанском регионе (FTAAP). Цель договора — включить также США, Канаду и Россию.
«Пока критические голоса полагают, что это малореалистично, что США будут приветствовать мега-договор с Китаем, если на водительском сиденье будет сидеть Китай (…) Впрочем, ожидается, что Китай продолжит борьбу за заключение FTAAP», — указывают дипломаты.
Китайские козыри
Многое указывает на то, что США при Трампе займут гораздо более дружественную позицию по отношению к России, чем при Обаме. Что касается отношений между США и Китаем при Трампе, то тут царит гораздо большая неуверенность. Во времена избирательной кампании Трамп говорил о Китае как об одном из врагов, для борьбы с которым американцам следует объединиться.
В последнее время мультимиллионер назначил несколько весьма критически по отношению к Китаю настроенных экономистов на важные торговые посты, и это усиливает опасения по поводу возможной торговой войны между Вашингтоном и Пекином.
В ходе избирательной кампании Трамп, в частности, говорил, что хочет ввести 45% таможенную пошлину на китайские товары. Посольство в Пекине говорит, что китайские политологи и аналитические центры считают подобные меры маловероятными, в том числе, и из-за способности Китая нанести вред американской экономике с помощью «ответных мер».