Украинцы не хотят отпускать оккупированную боевиками и российскими военными часть Донбасса в «свободное плавание», однако и сохранять его в составе государства любой ценой — тоже не намерены. Об этом заявил глава правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.
«Нет ни одного социологического опроса, который бы говорил о том, что большинство украинцев хотят отпустить Донбасс в самостоятельную жизнь. Напротив, большинство украинцев за сохранение Донбасса в составе Украины, но не любой ценой», — подчеркнул политолог.
«Я критично отношусь к идее референдума, как по статусу Донбасса, так и по Минским соглашениям. Его результат будет зависеть от формулировки вопроса, и может расколоть население почти пополам по этому вопросу и не даст никакого практического результата», — уверен эксперт.
«Как показал опыт европейских референдумов, результат может быть неожиданным и негативным», — добавил глава правления Центра прикладных политических исследований «Пента».
Комментируя вопрос об его отношении к инициативе по тотальной блокаде Донбасса и не оттолкнет ли это окончательно жителей оккупированных территорий от Украины, Владимир Фесенко заметил: «Я отношусь к этой инициативе критически, особенно потому, что ее возглавляют люди с сомнительной репутацией». «Отрезать Донбасс легко, но это еще больше оттолкнет жителей этой территории от Украины», — подчеркнул он.
Фесенко также полагает, что несмотря на то, что Минские соглашения не выполняются, они помогают уменьшить масштаб боевых действий, а соответственно — и количество жертв, на Донбассе.
«Переговоры и в „минском‟, и в „нормандском‟ формате уменьшают риски большой войны. Война есть, но „малой интенсивности‟, без изменения линии фронта и с меньшими жертвами. Собственно, это и есть эффект переговоров», — говорит политолог.
По его словам, «Минск» не принес нам мира, но уменьшил масштабы войны: «Что касается путей решения проблемы — они разные, но не все нам подходят. Например, военный путь. Он чреват для нас огромными рисками».
«В нынешнем виде Минские соглашения вряд ли можно реализовать, особенно их политическую часть. Но если противоположная сторона пойдет на конструктивные компромиссы, то постепенно можно выйти на реальное прекращение огня. Но, к сожалению, это зависит от воли и действий России», — посетовал Фесенко.
Комментируя вопрос о том, какая выгода пророссийским боевикам на Донбассе обстреливать украинские позиции сразу после договоренностей, и есть ли смысл регулярно объявлять «режимы тишины», если они ни разу не выполняются, Фесенко заметил: «И объявления, и нарушения „режима тишины‟ — это уже традиционная ситуация. Перемирие обычно объявляют накануне различных праздников или начала учебного года. Иногда частично режима тишины соблюдаются. Интенсивность обстрелов может снижаться. Поэтому определенный смысл в таких действиях есть».
«Почему нарушают? Есть психологические причины — происходят выбросы агрессии или проявления мести за погибших и раненых. Иногда есть и тактические соображения, как в боях на Светлодарской дуге», — подытожил глава правления Центра прикладных политических исследований «Пента».