Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Новая несвобода

Будь то в Китае или в России — интернет-концернам вроде Apple или Google все чаще приходится «прогибаться» под политические власти тех или иных стран. Бизнес для них — превыше всего.

© AFP 2016 / Tony AvelarСтив Джобс представляет первый iPhone
Стив Джобс представляет первый iPhone
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Тот факт, что американские интернет-концерны «прогибаются» под власти тех или иных стран, имеет простое объяснение: бизнес — превыше всего. Во главе угла — деньги, и лишь затем мораль. В первую очередь, это касается огромных рынков вроде Китая. И перед лицом российских властей, ограничивающих свободу в интернете, компании из Силиконовой долины также пасуют.

Когда глава Apple Стив Джобс 9 января 2007 года в Сан-Франциско представил миру первый iPhone, мало кто из гостей церемонии предполагал, насколько быстро и радикально новый смартфон изменит ситуацию на рынке телекоммуникаций. Именно с его появлением повсеместно стали возможными отправка и получение новостей, аудио- и видеозаписей, а также текстовых сообщений. Мини-программы-приложения значительно облегчили жизнь пользователей. Эйфория по поводу представленного десять лет назад Джобсом «интернет-коммуникатора», как его тогда назвал харизматичный глава Apple, в первый же момент поднялась неимоверная. Потому что с помощью нового «мобильника» пользователи получили легкий и безграничный доступ к информации. Стив Джобс воплотил в жизнь мечту человечества, предоставив ему безграничную свободу информации и мнений.


В 2017 году — через десять лет после презентации первого iPhone — во многих странах эта мечта, однако, лопнула, как мыльный пузырь. Во времена стандарта LTE — в отличие от натужного старта с крайне медленным стандартом Edge — смартфон имеет скорость, которую в конце нулевых годов едва можно было себе представить. Однако в отличие от тех времен, многие приложения кое-где оказываются недоступны для пользователей.


В Сети появилась новая несвобода, которая в самом начале мобильного интернета была совершенно немыслима. Будь то при коммунистической диктатуре в Китае или при либеральной демократии в России — границы цифровой свободы становятся все более ощутимыми. Давление на интернет-гигантов из Силиконовой долины вроде Apple или Google усиливается. Всего несколько дней назад Apple пришлось «прогнуться» под китайское правительство. Концерн из Купертино изъял из своего китайского «магазина приложений» (App Store) «New York Times» — одну из самых популярных и уважаемых газет мира. Очевидно, что пекинским цензорам не понравилось ее слишком независимое и критическое освещение положения дел в Поднебесной.


А онлайн-версия газеты и так блокируется на территории Китая на протяжении последних пяти лет — очевидно из-за критических статей на тему обогащения тогдашнего премьер-министра КНР. Кстати, внятного объяснения относительно нарушений тех или иных законов американской газетой со стороны китайских властей, как и в предыдущем случае, не последовало. Протесты со стороны редакции «New York Times» в Пекине пропустили мимо ушей.


Свобода СМИ в интернете ограничивается во все новых и новых странах. Интернет-концернам вроде Apple приходится подчиняться автократам и диктаторам. Глава Apple Тим Кук, как мантру, повторяет, что его концерн уважает законы стран, на территории которых работает. Насколько абсурдной и бесстыдной может быть «несвобода слова», наглядно продемонстрировал последний случай в России. Там Apple и Google согласились изъять социальную сеть LinkedIn из своих «магазинов приложений», поддавшись давлению со стороны властей. Дело в том, что президент Владимир Путин еще три года назад подписал закон, по которому интернет-компаниям предписано хранить личную информацию о российских гражданах на территории России, но не за рубежом. Именно это условие LinkedIn, «дочка» американского гиганта Microsoft, выполнить не смогла.


Тот факт, что американские интернет-концерны «прогибаются» под власти тех или иных стран, имеет простое объяснение. Бизнес для них Тот факт, что американские интернет-концерны «прогибаются» под власти тех или иных стран, имеет простое объяснение: бизнес для них — превыше всего. Во главе угла — деньги, и лишь затем мораль. В первую очередь, это касается огромных рынков вроде Китая, где Apple и без того приходится бороться с сильным конкурентом в лице Huawei. И перед лицом российских властей, ограничивающих свободу в интернете, компании из Силиконовой долины также пасуют. Впрочем, трудно сказать, поступают ли Apple, Google и другие правильно. Ведь как совершенно верно заметил еще Бертольт Брехт, «тот, кто говорит А, не обязан говорить Б, потому что может оказаться, что А было неправильным».