В конце прошлой недели три ведущие спецслужбы США — Центральное разведывательное управлении, Федеральное бюро расследований и Национальное управление безопасности, наконец, — опубликовали доклад о попытках России повлиять на результаты выборов президента США.
Открытая часть доклада многих основательно разочаровала. Даже те СМИ и эксперты в разных сферах, которые поддерживали версию о кибератаках со стороны России, за редким исключением, вынуждены признать, что доклад не содержит никаких новых фактов или доказательств, а также информации о методах, которые применялись для сбора данных и выводов. Это дает широкие возможности скептикам и сторонниками избранного президента США критиковать документ, называя его политически мотивированным, подготовленным с целью вселить сомнения в легитимность президентства Дональда Трампа.
Та часть публики, которая изначально не верила официальной версии, открыто высмеивает доклад, расценивая его как недостойную аналитиков спецслужб исследовательскую журналистику среднего уровня.
Такие громкие заявления с далеко идущими последствиями, в правдивости которых по причине недостатка доказательств имеются серьезные сомнения, стали настолько регулярными, что доверие к спецслужбам США и других стран Запада ощутимо уменьшилось даже среди жителей этих стран, не говоря вовсе об остальном мире. Это началось с того момента, когда без доказательств, но довольно громко было заявлено о наличии химического оружия в Ираке при Саддаме Хусейне. В целом отношение и к заявлениям спецслужб, и к правительствам, которые стоят за этими заявлениями, стало своего рода вопросом доверия или даже веры.
На фоне переживаемого в настоящее время Западом серьезного кризиса ценностей вера политизированным заявлениям, которые тиражируются без убедительных доказательств, не является сильной стороной западного общества. Главная проблема — такая ситуация может привести к тому, что общество, исходя из прежнего опыта, не поверит важным предупреждениям и в том случае, если они будут обоснованными и правдивыми.