Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия планировала построить суперавианосец (но столкнулась с суперпроблемой)

«Ульяновск» должен был стать советским суперавианосцем, но Россия сдала его на металлолом в 1990-х.

© AFP 2016 / Alexey Panov / ITAR-TASSРоссийский авианосец «Адмирал Кузнецов»
Российский авианосец «Адмирал Кузнецов»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если бы этот корабль когда-нибудь вышел в море, то советский суперавианосец «Ульяновск» стал бы настоящим морским чудовищем. Он достигал бы в длину около 300 метров и имел водоизмещение 85 тысяч тонн, и был бы в состоянии нести авиагруппу из 70 самолетов и вертолетов. Оснащенный ядерной силовой установкой авианосец бороздил бы океаны.

Если бы этот корабль когда-нибудь вышел в море, то советский суперавианосец «Ульяновск» стал бы настоящим морским чудовищем. Он достигал бы в длину около 300 метров и имел водоизмещение 85 тысяч тонн, и был бы в состоянии нести авиагруппу из 70 самолетов и вертолетов.


Оснащенный ядерной силовой установкой авианосец бороздил бы океаны в соединении с другими советскими надводными и подводными кораблями с одной целью.


А именно — с целью удерживать американский флот подальше от берегов Родины.


Но история «Ульяновска» — это танталовы муки «почти». Москва так и не закончила проект, оставшись без денег. С окончанием холодной войны Россия столкнулась с экономическими проблемами, сделавшими строительство новых кораблей невозможным.


«Ульяновск» умер в 1992 году на верфи, где его разбирали на лом. Но сегодня Кремль тратит миллиарды рублей на модернизацию вооруженных сил и планирует построить новый суперавианосец, способный тягаться с США.


«Ульяновск» был заложен в 1988 году, когда советская империя начинала разваливаться. Проект был настолько грандиозным, что строительство корабля завершилось бы не ранее середины 1990-х годов.


Строительство осуществлялось на черноморской верфи на Украине, известной, как Южная верфь № 444 в Николаеве. Это старый завод, основанный в конце XVIII века, когда князь Григорий Потемкин подписал в 1789 году указ о ремонте в новых доках российских кораблей, получивших повреждения во время Русско-турецкой войны.


Знаменитый российский броненосец «Потемкин», на котором произошло восстание моряков в 1905 году и которому посвящен фильм Сергея Эйзенштейна, был построен на этой верфи.


В начале советской эпохи на верфи строили линкоры. В 1960-х и 1970-х годах рабочие построили на Южной верфи № 444 вертолетоносцы класса «Москва» и авианесущие корабли класса «Киев».


Но ни один из этих кораблей не мог сравниться с «Ульяновском».


Названный в честь родного города Ленина, этот корабль был поистине огромен, даже по российским стандартам.


Его силовая установка состояла из четырех реакторов КН-3. Эта модель использовалась в огромных тяжелых крейсерах класса «Киров», например, в тяжелом ракетном крейсере «Фрунзе». «Ульяновск» должен был развивать скорость до 30 узлов.


Авианосец нес бы на борту не менее 44 истребителей — Су-33 и МиГ-29, модифицированных для палубной авиации. Две паровые катапульты, взлетный трамплин и четыре комплекта тормозных канатов создавали на «Ульяновске» оживленную палубу.


Проектировщики запланировали на «Ульяновске» три лифта, каждый из которых мог бы поднимать 50 тонн, чтобы доставлять и убирать с верхней палубы самолеты, находящиеся на просторной ангарной палубе. Вдобавок, корабль должен был нести вертолеты для проведения поисково-спасательных операций и для противолодочных задач.


В проекте команда этого советского корабля должна была состоять из 3400 моряков. Это примерно половина экипажа американского авианосца класса «Нимиц», но больше, чем у других советских кораблей.


СССР хотел, чтобы этот суперавианосец был заметным. В советском или российском военно-морском судостроении огромные корабли не занимали большого места.


На данный момент Россия располагает одним авианесущим кораблем — «Адмиралом Кузнецовым», спущенным на воду в 1985 году. С тех пор корабль страдал от многочисленных технических поломок и никуда не ходил без сопровождающего буксира.


Но строительство «Ульяновска» было продиктовано определенной логикой. Джеймс Холмс (James Holmes), профессор стратегии в военно-морском колледже США, говорит, что СССР хотел создать «синий» оборонительный пояс в морских водах.


«Синий пояс» состоял из наземных, морских и воздушных подразделений, призванных отбросить американские субмарины и авианосцы. Россия могла бы защищать свою территорию, предоставив зоны безопасного патрулирования для подводных лодок с баллистическими ракетами, выполнявшими задачу по ядерному сдерживанию.

© CC0 / Public Domain Defense Intelligence Agency / Перейти в фотобанкРисунок в американском журнале 1984 года предполагаемого вида советского авианосца на стапеле
Рисунок в американском журнале 1984 года предполагаемого вида советского авианосца на стапеле


«Эти атомные подводные лодки должны были исчезать на недели, прячась на безопасной глубине, — сказал профессор Холмс. — Советские суперавианосцы вместе с надводными кораблями и авиацией составили бы компоненты синего оборонительного пояса, выгоняя американские корабли из евразийских вод».


Однако гордость и национальное достоинство тоже играли свою роль в принятии решения о строительстве «Ульяновска».


«В строительстве авианосцев был также аспект „быть не хуже других". США были мировой сверхдержавой, и если СССР не хотел отставать, то советским лидерам требовались те же игрушки, чтобы доказать — они не отстают», — продолжил Холмс.


«Не все было связано с задачами и ролями авианосцев, — сказал он. — Национальное достоинство тоже играло свою роль».


Но в 1990-х годах российские корабли ржавели у причалов, моряки служили, не получая зарплату, и США поспешили помочь с деактивацией советских ядерных подводных лодок и с обеспечением безопасности российского ядерного арсенала.


«Советские лидеры не были идиотами, — сказал Холмс. — Они не стали бы тратить все, что имели, лишь бы быть не хуже других. Они, будучи сухопутной великой державой, использовали значительную часть своих ресурсов для финансирования армии и авиации. Было очень много споров по поводу „роскошных" проектов во флоте».


«Короче говоря, если вы не можете сохранить уже существующий флот в море, то откуда вы возьмете деньги на завершение строительства первого атомного авианосца — корабля, требующего больше человеческих ресурсов, чем вы можете себе позволить?»


Но, похоже, сегодня Россия решила возродить к жизни мечту о суперавианосце. «Авианосец у флота будет. Работы ведутся соответствующими научно-исследовательскими организациями», — сказал недавно адмирал Виктор Чирков, главнокомандующий российского флота.


Другие сообщения российских СМИ свидетельствуют, что проектируются авианосцы нового класса, которые будут по размеру немного превосходить «Нимиц» и должны быть способны нести около 100 самолетов и вертолетов.


Но экономические проблемы, включая угрожающую рецессию, и расходы, необходимые для поддержания и модернизации стареющих кораблей, заставляют усомниться в том, что Россия на самом деле может построить такой дорогой корабль.


Холмс оценивает стоимость строительства нового российского авианосца в 8,5 миллиардов долларов. Он считает, что строительство продлится семь лет. Но при этом профессор считает, что Россия всерьез настроена создать авианосец.


Великие державы имеют авианосцы, Россия считает себя великой державой, поэтому авианосец станет символом национального возрождения и достоинства. Другими словами, новый авианосец станет еще одним поводом забыть плохие старые времена распада СССР.


«Мы считаем СССР мрачным местом, но русские помнят, что он располагал большой силой, — продолжил Холмс. — Это действенное воспоминание».


Для московского флота неудача проекта «Ульяновск» стала крупнейшим из всех самых неприятных воспоминаний.