Всего десять дней осталось до того момента, как Дональд Трамп станет президентом США. А в Кремле сидит Владимир Путин, сильный, как никогда.
На конференции «Народ и оборона» в шведском Сэлене четыре дня обсуждалось, как лучше защитить Швецию.
Разочарование в собственном военном потенциале сейчас — ошеломительное. На этом фоне пышно расцвел висельный юмор о том, как Швеция может пострадать от российской власти.
Большинство экспертов по обороне помнят анекдот, который рассказывал лидер Прогрессивной партии Дании Моэнс Глиструп (Mogens Glistrup) сорок лет назад. Он предложил заменить датскую оборону телефонными станциями вдоль всего берега. Как только советские солдаты вступят на берег, телефоны зазвонят. Солдаты поднимут трубку, и тут автоответчик скажет им по-русски: «Мы сдаемся!»
В Сэлене тоже не обошлось без «шуток висельника». Когда замигало освещение в здании Высокогорного отеля, где проводилась конференция, какой-то шутник сразу же предположил, что электросеть взломали русские хакеры.
Психологи говорят, что юмор висельника имеет несколько положительных сторон. У тех, кому предстоят тяжелые испытания, повышается настроение, если им заранее удается с юмором подойти к вероятности полного фиаско.
Свежий анекдот в этом духе касается первой официальной встречи Дональда Трампа и Владимира Путина. После четвертой рюмки водки они начинают делить мир.
«Слышь, Владимир, — говорит Трамп, — а можно я Кубу заберу обратно в США?»
«Конечно, Дональд, — отвечает Путин, — но только тогда я оставлю себе Крым. И еще я хочу назад Прибалтику».
«Хорошо, Владимир, — отвечает Трамп, — а забирай и Готланд в придачу!»
Хотя анекдот и весьма абсурдный, он отражает многоуровневую неуверенность, царящую сейчас во всем мире.
«Неуверенность гораздо больше, чем сейчас кажется большинству людей», — говорит парламентарий от Мальмё Аллан Видман (Allan Widman), председатель парламентского комитета по обороне.
«Еще с месяц у нас не будет никакой возможности понять, чего ждать в мире. Дело в том, что Советский Союз был надежнее, чем нынешняя Россия. Это уже само по себе звучит, как юмор висельника. Но Советский Союз, управляемый коллективно, превратился в государство, где один человек думает и действует от имени всей России».
Но Аллан Видман любит одну историю, которая, как ему кажется, наводит на размышления. Одного русского генерала несколько лет назад спросили в интервью, какой части шведских вооруженных сил он опасается больше всего. Его ответ был краток: «Ополчения».
«На самом деле, этот ответ внушает надежду, — говорит Видман. — Русский генерал, по-видимому, имел в виду тех партизан, которые вели бои в Прибалтике еще долго после того, как Советский Союз оккупировал их страны. Ополчение — серьезная сила нашей обороны. Надо это отметить».