Федеральная прокуратура продолжает следствие по делу выходца из Туниса Аниса Амри (Anis Amri), который 19 декабря на грузовике въехал на рождественскую ярмарку в Берлине, убив 12 человек и ранив свыше 50. И чем дольше продолжается следствие, тем больше вопросов возникает к чиновникам Федеративной Республики.
Известно, что молодой тунисец приехал в Германию летом 2015 года из Италии, где он подал первое прошение об убежище и получил отказ. Это не помешало 26-летнему мужчине обратиться со схожим ходатайством в ФРГ. Известно, что в разных коммунах Германии он подал как минимум 14 таких заявлений, всякий раз используя вымышленные имена, чтобы не попасться. Анис Амри проворачивал свои операции в Карлсруэ, Берлине, Фрайбурге, Оберхаузене, других городах. Понятно, что всякий раз при регистрации он получал и социальные выплаты со стороны немецкого государства. Основным местом проживания тунисца должна была быть земля Северный Рейн-Вестфалия, но он каким-то образом долгое время проживал и в немецкой столице, где промышлял продажей наркотиков. Почему Амри как соискателю убежища позволялось менять место проживания в ФРГ по своему собственному усмотрению, до сих пор непонятно.
Ясно, однако, что беженец из Туниса спокойно колесил чуть ли не по всей Европе, в том числе Швейцарии, где, по неофициальным данным, даже проживал некоторое время. Представители полиции Швейцарской конфедерации это не подтверждают, но и не опровергают, однако на карте памяти его мобильного телефона найдены данные, ведущие в эту страну. Кроме того, следствие проверяет информацию о том, что, возможно, именно в Швейцарии Амри приобрел пистолет, из которого убил 37-летнего дальнобойщика из Польши.
Согласно просочившимся в прессу данным, первая информация о возможных контактах тунисца с радикалами из «Исламского халифата» (IS) появилась еще в декабре 2015 года, то есть за год до теракта в Берлине. Спецслужбы Марокко предупредили о потенциальной опасности Амри правоохранительные органы земли Северный Рейн-Вестфалия. Вскоре такие же предупреждения были сделаны и некоторыми соискателями убежища, которые жили вместе с ним. Как сейчас утверждается, «тема Амри» неоднократно поднималась в антитеррористическом центре в Берлине. В июне минувшего года прошение тунисца об убежище было отклонено, и он был даже на несколько дней помещен в депортационную тюрьму. Однако его экстрадиция так и не состоялась, поскольку власти Туниса сначала вообще отказывались признать его своим гражданином, а затем слишком долго готовили для него новые документы. В результате Анис Амри оказался на свободе, где все же попал под наблюдение полиции. Оно продолжалось до минувшего сентября, но было снято, так как у немецких властей не было прямых доказательств того, что мужчина готовил теракт. После сентября следы беженца из Туниса теряются. Вплоть до 19 декабря 2016 года власти не знали, где же он на самом деле находится.
Да и после теракта для установления личности террориста потребовались целые сутки, так как следователи не могли сразу обследовать кабину грузовика, чтобы не «смазать» биологические следы преступника. Возможно, Амри оставил в машине свои документы намеренно, следуя примеру ряда других террористов.
Сейчас немецкие следователи лихорадочно ищут возможных пособников Аниса Амри. Задержаны два человека. Это соискатели убежища, проживавшие в общежитии для беженцев в Берлине. Один из них, гражданин Туниса, встречался с Амри вечером накануне теракта. Правда, пока он арестован лишь по подозрению в социальном мошенничестве.
Пытаются правоохранительные органы установить и точный маршрут бегства террориста из Берлина в Милан, где он был застрелен 23 декабря итальянскими полицейскими. Считается, что террорист побывал в Нидерландах, Бельгии, Франции, а затем через Турин добрался до Милана. При этом Амри, похоже, вообще не скрывался и даже намеренно позировал перед камерами наружного наблюдения на вокзалах, демонстрируя исламистское приветствие.
По данным прессы, представители Берлинского ведомства криминальной полиции еще в середине июля минувшего года предлагали выслать Амри из страны в упрощенном порядке. Этот порядок описан в 58а статье Закона о пребывании в Германии, принятой еще 14 лет назад («прогноз особой или террористической опасности со стороны иностранца»). Однако предложение было отклонено. Чиновники сочли, что такое решение не будет подтверждено судом: с момента принятия это правило ни разу не применялось на практике.