Вступление в должность президента Дональда Трампа с опасением ждут не только его оппоненты в США, но и многие украинские политики. Всю избирательную кампанию официальный Киев делал откровенные реверансы в сторону Хиллари Клинтон. Порошенко и его команда рассчитывали на победу кандидата от Демократической партии. Теперь же Украине придется находить общий язык с Дональдом Трампом, питающим симпатии к Владимиру Путину. Ведь роль США в разрешении украино-российского конфликта была и остается одной из определяющих.
Украина между Россией и США
Основной вопрос, который волнует официальный Киев после прихода к власти Трампа: не изменится ли политика Вашингтона по отношению к украинскому государству? Не получится ли так, что будущее Украины США и Россия решат без ее участия? А проще говоря — не поделят ли Путин и Трамп сферы влияния в мире, «прикрепив» Украину к орбите России. Ответ на этот вопрос решит не только будущее аннексированного Крыма и Донбасса, но и всего украинского государства.
От позиции Вашингтона во многом зависит, покинут ли российские военные Донбасс и Крым. Задача Москвы: убедить Трампа в том, что только под чутким руководством России можно разрешить конфликт на Украине. Задача Киева: объяснить новому президенту США, что дальнейшее присутствие российских военных может только усугубить ситуацию и в Крыму, и в Донбассе. Какая из сторон будет более убедительной, пока сказать трудно.
Компромисс или капитуляция?
Украинский мультимиллионер и зять Леонида Кучмы Виктор Пинчук считает, что Украина должна пойти на «болезненный компромисс». Его суть, изложенная в американском издании The Wall Street Journal, проста: Киев на какое-то время забывает об аннексии Крыма, замораживает конфликт в Донбассе и отказывается от курса Украины в сторону НАТО и Европы. Иными словами, украинское государство остается в сфере влияния России.
План Пинчука уже отвергла и администрация Порошенко. В вопросах будущего Крыма и Донбасса официальный Киев опирается на широкую международную поддержку. Весь мир признал незаконной аннексию полуострова и зафиксировал вмешательство России в ситуацию в Донбассе. Украина ориентируется на договоренности, закрепленные в «нормандском» и минском форматах. Отказываться от них ради мнимых компромиссов, предложенных Виктором Пинчуком, в Киеве не собираются.
План Надежды Савченко
Практически одновременно с Пинчуком активность по разрешению конфликта в Донбассе стремительно начала развивать Надежда Савченко. Несмотря на предостережение Службы безопасности Украины, она обнародовала списки пленных, находящихся по обе стороны войны в Донбассе. Савченко уверена, что этот шаг изменит ситуацию с обменом заложников. Правда, бывшая узница Кремля скромно умалчивает о том, что вопрос обмена пленными решают не в Донецке и Луганске, а в Москве.
Сознательно или нет, но войну в Донбассе Савченко представляет как внутренний конфликт Украины. Она встречается с Плотницким и Захарченко, говорит о примирении и об обмене пленными с так называемыми ЛНР и ДНР. Для Москвы, заинтересованной в отмене экономических санкций Запада, Савченко и Пинчук — идеальная иллюстрация того, что на Украине есть люди, которые готовы не только садиться за стол переговоров с сепаратистами, но и согласиться с существованием псевдореспублик в составе единого государства.
И заявления Пинчука и Савченко, и предложение Леонида Кравчука о создании «совета мудрецов» для урегулирования конфликта, следует рассматривать исключительно в контексте предстоящего вступления в должность Дональда Трампа. Россия, используя упомянутых выше персон, готовится представить ему свои варианты решения конфликта на востоке Украины. Хотя эти решения давно уже прописаны в тех же минских соглашениях. Но они не действуют, потому что в этом не заинтересована Москва. Это осознают и в Берлине, и в Париже, и в Вашингтоне. Как в этой ситуации поведет себя Дональд Трамп, пока не знает никто, в том числе — и Владимир Путин.