Естественный фильтр, который в течение многих лет удерживал представителей не латышской национальности от участия в управлении латвийским государством, постепенно прекращает действовать. Молодое поколение 20-30-летних умело использует латышский язык, однако монополия латышей на работу в государственном управлении сохраняется. С точки зрения сплочения общества, это неправильно.
В конкурсах на должности чиновников обязательным условием является соответствие статье 7 Закона о государственной гражданской службе. Кандидат должен быть гражданином Латвийской Республики, не судимым и владеющим государственным языком. Знание английского языка в объявлениях также зачастую упоминается как обязательное требование, потому что чиновники Латвии должны коммуницировать с институтами Европейского союза. В свою очередь, «знание других иностранных языков считается преимуществом». Последнее примечание главным образом относится к русскому языку, на котором в Латвии в семье говорит около 37% жителей.
Исторический контекст
Еще десять лет назад эксперты говорили об этнической пропасти на рынке труда. К 2007 году она фактически была ликвидирована, но через три года снова открылась. В настоящее время у русских, украинцев и белорусов теоретически такие же возможности, как и у латышей. Исторически сложившиеся отдельные этнические ниши еще существуют: латыши доминируют в сельском хозяйстве, русскоязычные — в промышленности.
В то же время разделения предприятий и отраслей по национальному признаку, как это было раньше, сейчас в Латвии не ощущается — по меньшей мере, в секторе торговли и услуг.
Это подтвердил также директор компании Latvijas fakti Айгарс Фрейманис: в 90-е годы 20-го века предприятия явно разделялись на принадлежащие русским и латышам. Даже отношение потребителей к сокам определялось национальностью: продукция Gutta — для русских, Cido — для латышей. У латышей сложилось представление, что русские работают поверхностно, а у русских — что латыши не толерантны. Но в наши дни национальный вопрос в бизнес «уже не встроен».
Иначе обстоит с государственным управлением, где при отборе работников преимущество по-прежнему у латышей. По мнению Данусевича, это нехорошо, ведь чем меньше конкуренция, тем ниже качество.
С течением лет при игнорировании усилий правительства в политике интеграции этническая диспропорция в государственном управлении только растет.