35-страничное досье, опубликованное Buzzfeed о кампании Трампа и «активных действиях» Кремля против Клинтон, не говоря уже о проститутках и не только о них, оплаченных Трампом во время пребывания в Москве в 2013 году как почва для шантажа, может навредить новоизбранному президенту — а может, и нет.
Трампу позволяют говорить и делать то, что еще ни одному серьезному политику говорить и делать не позволяли. Что бы он ни сказал или ни сделал в ближайшие четыре года, это не убедит его сторонников, что он не подходит для управления страной.
Как сказал сам Трамп на одном из своих митингов, даже если бы он пристрелил кого-нибудь посреди улицы, его сторонники не обратили бы на это внимания.
Но об этом в другой раз. Историей этой недели стало российское вмешательство в избирательную кампанию в США — не то, что оно имело место в принципе, а то, насколько наглым и систематическим оно оказалось.
Было бы неправильным называть использование российским государством хакерства, слива данных электронной почты и намеренного распространения фейковых новостей просто пропагандой.
Слово «пропаганда» напоминает о нацистах, а еще о большевистской эре Ленина и Сталина. Но пропагандисты прошлого не жили в глобализованном мире с цифровым общением и социальными сетями.
Больше в случае действий Путина подходит термин «политические технологии» — эвфемизм, использующийся в постсоветских странах для политических манипуляций.
Путин и его команда стратегически подходят к управлению информацией, как внутри страны, так и за ее пределами. Их тактика включает подавление независимых медиа и даже политические убийства, в частности, Бориса Немцова и Александра Литвиненко.
На Западе путинский подход получил название «культура постправды», и кампания Трампа активно использовала эту технику.
Действительно ли Обама родился не в США? Для Трампа это не имеет значения — главное, что распространение этой информации заставляет людей предположить такую возможность, подрывая тем самым легитимность первого темнокожего президента США.
Действительно ли тысячи мусульман в Нью-Йорке радовались после событий 11 сентября? Не имеет значения, правда это или нет. На самом деле это миф, но Трамп превратил это в политическую реальность, а избиратели, купившись на это и на прочую его ложь, проложили магнату дорогу в Белый Дом.
Политические технологии Путина были обнаружены. И в нормальное время официально подтвержденные данные о вмешательстве в американские выборы в поддержку Трампа — забудьте на минутку о публикации Buzzfeed — быстро закончили бы историю Трампа как серьезного кандидата в президенты.
Но сейчас наступили странные времена, и Трамп переживет это, как пережил все предыдущие разоблачения. Если Рейган был тефлоновым президентом, то Трамп будет керамическим. Ничего к нему не прилипает, и США ничего не могут с этим поделать.
А тем временем президент Трамп будет вести свое политическое общение по путинскому учебнику политтехнологий, как и свою кампанию до этого.
Но, в отличие от Путина, Трампу придется столкнуться с открытыми и независимыми медиа, задачей которых является наблюдать за власть имущими. Он может пытаться заткнуть CNN или Buzzfeed на пресс-конференциях, но не в его силах заставить их исчезнуть, не превратив США в открыто фашистское государство. Именно на них нам и остается надеяться в ближайшие годы.
Брайан Макнейр — профессор Квинследнского техонологического университета.