Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Мальчики и девочки лучше узнают, что такое равноправие, если играют отдельно друг от друга

Исландка надеется, что детсадовская философия «завоюет» больше детских учреждений по всей Скандинавии. Пока в Норвегии только один такой детский сад.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мальчики, сидящие в кружке, в котором только мальчики. Они обнимают друг друга и говорят друг другу позитивные и подбадривающие слова. Девочки, которые встают в кружок, в котором только девочки, и заявляют: «Я сильная». Каждый день в Исландии это и другие виды того, что именуется «упражнениями в равноправии», проделывают примерно две тысячи детей дошкольного и школьного возраста.

Мальчики, сидящие в кружке, в котором только мальчики. Они обнимают друг друга и говорят друг другу позитивные и подбадривающие слова. Девочки, которые встают в кружок, в котором только девочки, и заявляют: «Я сильная».


Каждый день в Исландии это и другие виды того, что именуется «упражнениями в равноправии», проделывают примерно две тысячи детей дошкольного и школьного возраста.


«Мы называем это компенсационной работой», — говорит педагог и основатель модели Ялластефнан (Hjallastefnan) Маргрет Пала Олафсдоттир (Margrét Pála Ólafsdottir).


Если они будут вместе, это никому на пользу не пойдет


Главное — борьба за равноправие. Позитивная сегрегация или отделения, где используется принцип разделения полов — средство воздействия номер один. По меньшей мере две трети дня, проводимого в детском саду или в школе, представители двух полов проводят отдельно.


«Считается, что это здорово, когда маленькие мальчики и девочки проводят время вместе, но так ли это на самом деле? Мы считаем, что нет», — говорит Олафсдоттир и продолжает:


«Результаты исследований говорят о том, что детям в раннем возрасте не на пользу, когда мальчики и девочки проводят время вместе. В период, когда формируется их гендерная идентичность, они будут искать ролевые модели среди своего собственного пола. Тем не менее, они как бы отражаются в противоположном поле, чтобы узнать, как они не должны себя вести и что они не должны делать.


Девочки не ведут себя, как мальчики, и наоборот


По модели Ялластефнан, девочки видят, что мальчики рассаживаются, шумят и играют, как мальчики, т.е. так, как сами они поступать не хотят. С другой стороны, мальчики видят, что девочки играют и что-то делают «по-девчачьи», как они общаются друг с другом и взрослыми, и хотят избежать подобного поведения.


«Подобное отражение приводит к тому, что и у мальчиков, и у девочек вырабатывается одностороннее поведение и появляются односторонние сферы интересов, хотя на самом деле им необходимо создать собственную идентичность», — считает Олафсдоттир.


Олафсдоттир начала использовать эту философию в детском саду Кьяттли (Hjalli) в Хафнарфьорур (Hafnarfjörour), к югу от Рейкьявика 27 лет тому назад. С тех пор этот образ мышления распространился на несколько исландских городов и поселков, на сегодняшний день по данной модели работают 19 детских садов и школ. В Норвегии тоже есть один детский сад, использующий модель Кьяттли, в городе Шиене (Skien).


Cтановятся ли оба пола более равноправными?


— А чего вы достигаете, когда даете девочкам и мальчикам возможность проводить большую часть времени отдельно друг от друга?


— Я надеюсь и верю в то, что мы сможем помочь им найти лучшую версию самих себя. Мы не стремимся сделать оба пола больше похожими друг на друга, но мы учим детей всем человеческим качествам и навыкам, потому что нет навыков или качеств только для девочек или только для мальчиков, несмотря ни на что в нас заложены они все. Мы хотим сломать традиционные гендерные роли и ожидания, связанные с тем, как девочки и мальчики должны себя вести.


И феминистская, и маскулинная культура, в которых растут девочки и мальчики, имеют свои слабые стороны. Мы пытаемся дать им то, чего у них нет. Мальчики и девочки учатся одному и тому же, но подход и приоритеты различны, именно поэтому мы называем это компенсационной деятельностью.


Норвежский сексолог: Сегодня нужно не это


Сексолог Йорген Лорентцен хорошо знаком с идеями Олафсдоттир. Примерно 15 лет тому назад он был в Исландии и посетил один из детских садов.


«У меня тогда сложилось впечатление, и оно не изменилось, что в детских садах проявляется очень целостное представление о гендерных ролях, они относятся к детям всерьез и помогают им стать компетентными во многом, так что нам, в Норвегии, есть тут чему поучиться», — говорит он.


Но Лорентцен считает, что на этом педагогическом методе лежит отпечаток того, что он развивался более 20 лет тому назад и должен был быть противовесом унаследованным образцам гендерных ролей, которые приводили к тому, что мальчики не особо были в состоянии о ком-то заботиться, в то время как девочки были менее компетентны в таких сферах, как достижения и карьера.


«Сегодня в этом нужды нет. Произошло так много изменений, об этом говорят и разнообразные статистические данные, например, о гендерных стереотипах дома и на учебе», — говорит он.


«Это может быть полезным педагогическим приемом»


Поэтому Лорентцен не является сторонником деления групп по признаку пола, что в модели Кьяттли является общим приемом.


«Я считаю, что целью должно быть то, что девочки и мальчики должны находиться вместе, и учитывая перспективы обучения, и потому, что обоим полам предстоит жить и работать вместе на протяжении всей жизни. Если группы детей делить в зависимости от пола, то это надо делать для того, чтобы обеспечить положительные изменения, в случае, если обнаруживаются какие-то перекосы, и тогда это может стать полезным педагогическим приемом. Исходя из собственного опыта, могу сказать, что некоторые норвежские детские сады могут извлечь немалые преимущества для себя, если осмелятся использовать эту систему, чтобы дать детям большую компетенцию независимо от пола».


«Нам надо прекратить трепетать перед маскулинной культурой и качествам»


Олафсдоттир считает, что слабостью «девчачьей культуры» может быть недостаток смелости, боязнь сделать ошибку, и в девочках может развиться отрицательное отношение к себе, иногда — к другим.


«Мы учим их использовать свое тело, свой голос. Мы учим их хвастаться самими собой, и т.о. учим их позитивным словам и понятиям, которые они могут использовать в своей дальнейшей жизни. Никакие законы и нормы, касающиеся равноправия, не помогут, если мы не научим девочек, как им постоять за себя. С другой стороны, мало говорят о слабостях маскулинной культуры. Это потому, что мы очень уважаем маскулинную культуру и качества, с этим пора заканчивать», — полагает она.


«Мальчиков тоже учат тем же индивидуальным навыкам, но в мальчиковых группах делается упор на работе над слабостями в их культуре — на развитие социальных качеств и навыков и мелкой моторики.


Когда мальчиков и девочек перемешивают на каких-то занятиях в детских садах, использующих методику Кьяттли, это не для того, чтобы научить их чему-то новому, но для того, чтобы научиться относиться друг к другу с уважением.


«Важно не то, сколько времени они проведут вместе, важно качество этого общения».


Критики: Они превращают мальчишек в гомосексуалистов


Методика Кьяттли подвергалась критике на протяжении всех этих лет. Критикуют политические партии, академические круги и «простые люди».


«Мне доводилось слышать, что эта модель пытается сделать оба пола более одинаковыми, что мы пытаемся превратить мальчиков в гомосексуалистов, что насаждать равноправие в таком раннем возрасте бессмысленно. Это была смесь критики вполне понятной и критики, вызванной предрассудками и отсутствием знаний. В последние годы нас не критикуют. Не могу сказать, что мы популярны в Исландии везде, но мы и не ставим перед собой такую цель. Нам нужны детские сады и школы разного типа, вовсе не надо, чтобы все пытались делать то же, что делаем мы, но гендерным аспектам должны уделять внимание все», — говорит Олафсдоттир.


Поэтому Олафсдоттир надеется, что методика может экспортироваться в разные места в Норвегии, не только в Шиен.


«Думаю, что эта методика может работать везде, а в наших скандинавских странах, где мы уделяем такое большое внимание равноправию, идеи нашего метода следует применять особенно», — говорит она.