Снайпер входит в число 160 португальских военнослужащих, которые будут выполнять миссию ООН в Центральноафриканской Республике.
Вадим Залозный является снайпером португальских войск специального назначения (os Comandos) и 17-го января отправится в Центральноафриканскую Республику (ЦАР). Между тем, благодаря своему украинскому происхождению он приступает к работе в Лиссабоне… в качестве переводчика.
«В первые дни это было нужно, теперь уже нет», — поясняет Diário de Notícias в лиссабонском аэропорту 23-летний военный, который говорит на украинском и русском языках (языках экипажа). Уже полтора года состоящий на службе в рядах португальской армии Залозный, которого нам не позволили сфотографировать, предложил свою кандидатуру в спецподразделение, поскольку сам хотел «служить в войсках спецназа».
Вадим Залозный является одним из 90 военнослужащих 2-й роты спецвойск, которые будут действовать в качестве сил быстрого реагирования ООН по всей ЦАР в рамках интегрированной миссии по стабилизации этой африканской страны (MINUSCA — в английской аббревиатуре).
Сопровождать их будут четыре передовых наводчика ВВС и 66 военных из других частей армии (отвечающих за материально-техническую и оперативную поддержку).
В контингенте — из 14 офицеров, 37 сержантов и 109 рядовых — числится только восемь женщин (5% от общего числа). Две трети личного состава подразделения (66%) участвуют в зарубежной миссии впервые. FND располагает оснащением и вооружением для проведения боевых операций, патрулирования, наблюдения и разведки, охраны официальных лиц или войск, инфраструктуры и зон риска, эскорта колонн, осад и поисковых операций, а также для управления воздушными судами и боевыми вертолетами.
Под командованием подполковника Музы Паулину (Musa Paulino), который 30-го числа отметит восемь лет несения службы в этой должности и уже участвовал в миссиях в Боснии и Герцеговине и Анголе, это спецподразделение будет действовать «без оговорок» — то есть без ограничений оперативного использования — не считая тех, что могут возникнуть за отсутствием физической возможности выполнения той или иной миссии, объясняет старший офицер.
В то время как грузовик МДП с контейнером задним ходом подъезжает к самолету, Муза Паулину сообщает Diário de Notícias, что ЦАР «довольно непростая зона для проведения операций». Учитывая, что такие «переменные, как климат и не слишком благоприятные для здоровья условия», сами по себе являются проблемой, главные риски представляют повстанческие группы и организованная преступность.
Самодельные взрывные устройства и снайперы-одиночки являются «угрозой с низкой степенью риска», поскольку тип миссии «не идентичен тому, что проводится на Ближнем Востоке», продолжает Муза Паулино, пока один из подъемных кранов на крыше «Антонова» погружает внутрь контейнер — в нем может быть что угодно: полевая пекарня, кухня, прачечная, душевые, туалет или электрический генератор.
Внутри самолета под наклонной плоскостью кабины пилотов уже разместились бронированные и не бронированные транспортные средства, которыми португальские военные будут пользоваться в ЦАР: «Хамви» (вседорожники для перевозки личного состава и скорой помощи) и джипы, автозаправщики для топлива и воды, центр связи, подъемно-транспортное оборудование и неотложная помощь.
Всю операцию координирует австралийский сотрудник ООН, который около месяца находится в Лиссабоне, поскольку именно нью-йоркская организация «берет на себя планирование и осуществление операции» — а также затраты — по переброске войск, говорит полковник Паулу Рамуш (Paulo Ramos).
Ответственный за подготовку, обучение и переброску FND, равно как и за связи с MINUSCA, Паулу Рамуш напоминает, что это их первая миссия на службе у ООН с 2012 года, когда завершилась операция в Ливане. «Процедуры эти в новинку» даже тем, кто отвечает за миссию, которая только теперь будет иметь силы быстрого реагирования.
Именно «срочность» переброски «заставила сделать выбор в пользу более дорогостоящего варианта»: осуществить ее по воздуху, а не по морю, как было предусмотрено, сообщает полковник.