Расстояние не имеет большого значения, когда ищут свою вторую половину. Доказательством тому является поведение самцов дутыша (Calidris melanotos), ежегодно пролетающих тысячи километров, чтобы спариться с как можно большим количеством самок.
Это следует из результатов исследования, результаты которого опубликовал на этой неделе журнал Nature, описывающий необычное поведение перелетных птиц.
Авторы исследования — Барт Кампенаерс (Bart Kempenaers) и Михай Вальчу (Mihai Valcu), научные сотрудники Института Орнитологии имени Макса Планка (Германия), при помощи мониторинга более сотни самцов дутышей, которые каждый сезон посещают до 24 различных мест спаривания, а это в среднем означает перелет на расстояние 3 тысячи километров всего за четыре недели.
«Некоторые самцы даже забираются в районы, расположенные восточнее и западнее известных мест размножения», заявил Кампенаерс в интервью El Mundo. Одна из птиц особенно удивила исследователей, пролетев за месяц 13 тысяч километров. Хотя поведение дутышей исследуется впервые, ученые считают, что оно может быть точно таким же и у других видов птиц, где самцы не занимаются выкармливанием потомства, а стремятся в первую очередь спариться с максимально возможным количеством самок. В любом случае, «огромные размеры территории, которую обследуют самцы, является характерной чертой дутышей».
Согласно исследователем из Института имени Макса Планка, изучение поведения данного вида птиц имеет важное значение для теории полового отбора и эволюции. «В результате такого поведение становится весьма маловероятным появление генетически отличных популяций», убежден Кампенаерс. В моногамных сообществах появление подвида открывает возможность эволюции к другому виду, что практические невозможно у дутышей.
«Короткие и не очень романтичные» свидания
Исследования также указывают на то, что, отправляясь на Север с мест зимнего отдыха в Западном полушарии (в Океании и Южной Америке), самцы не двигаются в направлении конкретных зон, а скорее находятся в свободном поиске. Ареал размножения дутышей включает Сибирь и все арктическое побережье России, а также Аляску и северную часть Канады.
Самцы стремятся спариться с возможно большим количеством самок, чтобы оставить максимально многочисленное потомство. Длительность их пребывания в местах спаривания зависит от количества находящихся там самок, способных откладывать яйца. Это позволяет им оставить потомство во многих географических точках всего лишь за один брачный сезон. «Самцы покидают самок сразу после спаривания, не оказывая им никакой помощи в выкармливании потомства. Контакты между самцами и самками сводятся к коротким и не очень романтичным свиданиям», поясняет Кампенаерс.
Объясняя подобное поведение, орнитологи указывают на жесткую конкуренцию среде самцов. «Оказавшись в одном и том же ареале, большинство из них не смогут добиться даже одного спаривания». Кроме того, обилие пищи во время арктического лета позволяет им легко восстановить силы для длительных перелетов. «Это птицы, способные на дальние перелеты, — поясняют исследователи, — они могут с легкостью покидать место, где им не удалось подобрать себе пару, с тем, чтобы попытать счастья где-то еще».
Побеждают те, кто мало спит
В исследовании указывается, в результате естественного отбора, наиболее выносливым самцам, способным покрывать большие расстояния и мало спать, удается спариться с наибольшим количеством самок.
Поведение этого вида пернатых во время брачного периода не впервые удивляет ученых. В 2012 году в журнале Science была опубликована статья, в которой утверждалось, что дутыши способны поддерживать высокую нейронную активность в течение всего брачного периода, несмотря на значительное сокращение времени сна.птиц
На основании этих результатов авторы стать высказали предположение о том, что некоторые животные способны развить в себе способность отказа от сна в определенных биологических ситуациях. Эти результаты противоречат утверждению о том, что отсутствие сна ведет к понижению нейронной активности и потере жизненных сил.
Изучение поведения дутышей также привело научных сотрудников Института имени Макса Планка к предположению о том, что сон не является основополагающей функцией, а представляет собой лишь способ экономии энергии, когда нет необходимости осуществлять иную деятельность.