Послы Литвы, Латвии и Эстонии в ФРГ попросили немецкие СМИ отказаться от формулировки «бывшие советские республики». Более того, дипломатические посланники заявили следующее — страны Балтии не являются государствами-правопреемниками СССР. Мы попытались разобраться, чем опасны подобные заявления для суверенной Литовской Республики.
Как сообщает Министерство иностранных дел, послов оскорбила рубрика немецкого сетевого издания Zeit online (интернет-приложение к газете Die Zeit), где независимых и демократических прибалтийских республик обозвали «наследницами Советского Союза». В своем обращении дипломаты выразили несогласие и недовольство подобной формулировкой. По их мнению, Литва, Латвия и Эстония были оккупированы, следовательно ни о какой юридической преемственности не может быть и речи.
Не ведают, что творят
Мы не будем концентрироваться на вопросах эстонской и латвийской государственности, обратим внимание лишь на то, что касается Литвы. А в совместном обращении говорится следующее: Балтийские государства не являются преемниками права и государственности СССР, юридически и политически они не могут называться бывшими советскими республиками. Означает ли это, что Литва готова отказаться от своих территорий в пользу прошлых хозяев?
Исходя из логики сказанного, Литва официально заявляет о том, что не желает иметь ничего общего со своей прародительницей — Литовской ССР и всем ее наследием. Очевидно, что литовский посол в ФРГ Дейвидас Матуленис (Deividas Matulionis) не осознает, что такое «обращение» может создать очень опасный прецедент. Заявление послов несет огромную угрозу для территориальной целостности Литовской Республики, пребывающей в тех границах, которые она получила по итогам Второй мировой войны.
В заявлении говорится о том, что Литва — это правопреемница Первой Литовской Республики, провозгласившей независимость 16 февраля 1918 года и прекратившей свое существование 21 июля 1940 года. Безусловно, это так. Однако наш дипломат забывает о том факте, что независимая Литва (1918-1940) была сильно «ограничена в пространстве» — до определенного времени в ее составе не было ни столицы Вильнюса, ни портовой Клайпеды (Мемеля). Между тем возвращение двух этих городов было обусловлено, главным образом, благодаря поддержке и действиям Советского Союза.
Wilno наше?
Столицу Вильнюс и весь Вильнюсский край независимая Литва потеряла еще в 1920 году, после того, как эти территории были заняты польскими войсками генерала Желиговского. Wilno вернулся в лоно Польши более чем на десятилетие, но в итоге литовцам все-таки удалось вернуть город — он был «подарен» советской властью.
Печально, что современные литовские историки пытаются это проигнорировать, представляя советскую Россию в качестве врага, но тогда так никто не считал, и даже литовский президент Антанас Сметона называл СССР «лучшим другом» и «ближайшим союзником» Литвы. Когда осенью 1939 года Советский Союз вернул Вильно и Виленский край Литве (а не присоединил к Беларуси), то он назвал одну из главных улиц исконной литовской столицы, в благодарность СССР, улицей Сталина-Молотова.
«Благодаря Советскому Союзу и Красной Армии восстановлена историческая справедливость: Вильнюс наконец-то воссоединен с Литвой и вновь стал ее столицей», — говорилось в телеграмме Антанаса Сметоны к Сталину, Молотову и Тимошенко.
Взгляд эксперта
В современной литовской историографии отрицается факт добровольного вхождения Литвы в состав СССР. Это действительно так, поскольку Гитлер и Сталин решили поделить независимые прибалтийские республики без ведома их граждан. Сегодня пакт Молова-Риббентропа признается главным злом, сговором, положившим начало оккупации стран Балтии. На всех уровнях власти этот документ считается преступным и нелегитимным. Но если так, имеет ли право современная Литва владеть своими территориями?
Лучше всего по этому вопросу, в свое время, высказался министр культуры Владимир Мединский, когда он еще не занимал этот пост. По его словам, если Литва не признает законность пакта, она не имеет права претендовать на Вильнюс и прилегающие территории.
«Сегодня литовские националисты в очень непростом положении. С одной стороны, язык чешется объявлять пакт Молотова-Риббентропа нелегитимным, преступным и прочая. А с другой — в результате него в Литву вернулась столица Вильнюс, да еще 6000 кв.км (!) территории в придачу», — пишет он.
«Как-то в студии «Эха Москвы» на передаче, посвященной 70-летию протоколов Молотова-Риббентропа, один литовский депутат все терзал меня по телефону насчет исторической вины России перед Литвой. Я спросил: значит, этот прегадкий сталинский договор надо осудить?— Да, да, йо, йо! — Признать незаконным и преступным?— Признать! Признать! — Денонсировать? Признать все его пункты не имеющими силы?— О, да! Конечно!… — Ну, говорю, уважаю Вашу принципиальность! Только давайте тогда вернем древний польский град Вильно под юрисдикцию Варшавы… Тут, как говорится, на самом интересном месте у моего оппонента в мобильном села батарейка. И больше до конца эфира не заряжалась», — рассказывает Владимир Мединский.
От Мааса до Мемеля!
Также наш посол в Германии почему-то забыл о статусе Клайпеды — бывшего немецкого Мемеля, самого северного форпоста Великой Германии, принадлежавшего немецкой нации с момента своего основания в 1252 году. Литва владела этим городом лишь в период с 1923 по 1939 год. 20 марта 1939-го он был возвращен Рейху. Литовскому руководству пришлось уступить исконно немецкие земли Гитлеру — в противном случае вермахт угрожал оккупировать всю страну.
Клайпеду и Клайпедский край Литва вернула только в 1945-ом — после освобождения Литвы Красной Армией и ее присоединения к СССР (начала второй советской оккупации). При этом следует отметить, что возвращение портового города опять же было обусловлено решением Сталина, поскольку формальная передача Клайпеды в состав Литовской ССР произошло 20 мая 1950 года. Тогда Президиум Верховного Совета СССР издал указ, в соответствии с которым в составе Литовской ССР был образован ряд областей, в том числе и Клайпедская область, которая, таким образом, была выделена из состава будущей Российской Федерации. Именно поэтому Литва на законных основаниях получила эти земли после восстановления независимости в 1990 году.
Наверное, наш посол не помнит, что формирование территорий современной Литвы завершилось именно после Потсдамской конференции, когда Сталин решил включить часть Восточной Пруссии в состав Литовской ССР. Если же посол Матуленис отказывается признавать, что Литва — это правопреемница СССР, по его логике, он готов распрощаться и с Вильнюсом, и с Клайпедой, добровольно передав их Польше и Германии.
(Не знаю, как отреагируют немцы, но официальная Варшава эту идею, безусловно, поддержит. Польша до сих пор считает, что Вильно и Виленский край — это ее исконные земли. И если в Клайпеде немцев почти не осталось, то в вильнюсском регионе поляки составляют большую часть населения. Радикально настроенные польские реваншисты, которых в Польше очень немало, мечтают о воссоздании Речи Посполитой).
Помутнение послов
Остается вопрос, почему послов Литвы, Латвии и Эстонии вообще взволновала эта тема. Отечественные журналисты пытались понять, какая же именно статья в вызвала такую бурную реакцию, но ничего «оскорбляющего чувства прибалтов» не нашли. В свою очередь, эстонский обозреватель Владимир Постников посвятил данной теме отдельную публикацию.
«Честно, я не знаю о какой именно статье речь. Может быть речь идет о серии заметок «Das Erbe der Sowjetunion», посвященной тому как жили и живут страны, входившие в СССР? Да нет, статья про Эстонию вообще от местной барышни Кристины Каллас, директора Нарвского колледжа. Там про нас, русскоязычные граждане, неграждане и прочие граждане. Какие мы «совки» и все такое. Ладно, неважно, может быть было другое мнение (одна из «фишек» Die Zeit в том, что газета — это «место для дискуссий», там разные мнения встречаются), но после посольских писулек его убрали. Или в статьях про Латвию и Литву что-то такое есть. Кстати, на сайте безумно много именно авторских материалов, это важно. В стране со свободной прессой не нарушающее законов мнение автора может быть каким угодно», — пишет он.
«Суть не в этом, суть в том, что обычная серия статей на обычном, не очень-то и известном сайте не самой популярной в Германии газеты вызвала «баттхерт» послов аж трех независимых государств. Это ж насколько надо быть «озабоченными» своей «оккупацией», чтобы настолько нервно реагировать? Вот реально, представьте заголовок: «посольство России возмущено статьями Эдварда Лукаса на Постимеес», «На дельфи кто-то неправ»(…) А ведь еще и коллективную жалобу можно накатать от лица послов России, Беларуси и Казахстана, например. Или вот Узбекистан, или Туркменистан тоже могут возмутиться. Есть в Эстонии посольство Туркменистана? И вообще, если бы некоторые страны знали о том, что такое Эстония, Латвия и Литва, их представительства (если бы они были) могли бы возмущаться без перерывов на еду и сон.
Но узбеки понимают, что подобная деятельность отдает даже уже не очень-то и легким сумасшествием. А прибалты нет. Наверное, сейчас продолжают шебуршить лапками в немецком сегменте интернета, выискивая те издания, в которых кто-то написал что-то не соответствующее официальной версии. Которую скоро за Евангелие, простите за богохульство, будут считать. Шаг влево и все — сжечь еретика», — иронизирует Владимир Постников.
А немцы и не против
Примечателен тот факт, что сотрудники Die Zeit согласились с выводами трех послов, пообещав, в будущем, отказаться от формулировки «бывшие советские республики» или «наследие СССР». Ситуация очень иронична, поскольку немцы, в отличии от прибалтийских дипломатах, историю знают хорошо. Помнят об итогах Великой Отечественной войны, решениях Потсдамской конференции, Нюрнберге, помнят о болезненной капитуляции и поражении, помнят о международном праве, но не только… Еще они помнят о том, что Прибалтика испокон веков входила в их зону влияния. О Восточной Пруссии и северном форпосте Мемеле и говорить не нужно, ибо эта земля — утерянное наследие германской нации. Неудивительно, что руководство издания согласилось с просьбой балтийских дипломатов.
Вполне возможно, что послы Литвы, Латвии и Эстонии в Германии так же считают, что эти земли — наследие немцев, поэтому не против отказаться от части территорий республик в пользу Германии (!?).
Как ранее сообщал независимый информационно-аналитический портал Baltnews.lt, литовская пресса иронично отреагировала на заявления послов, напомнив о том, что большинство руководителей Литвы, включая президента Далю Грибаускайте и главу МИД Линаса Линкявичюса, являлись членами Компартии, бывшими активистами комсомола, партийными руководителями. После восстановления независимости они сформировали новую политическую элиту, вычеркнув из биографии бурное коммунистическое прошлое.