Если Хилари Клинтон (Hillary Clinton) как президент могла бы привести к войне между США и Россией, то составной частью дискурса Дональда Трампа (Donald Trump) стала нормализация отношений между Вашингтоном и Москвой. В то же время он вставил в свой распорядок дня борьбу с Китаем и Ираном.
В господствующем дискурсе ответственность за новую холодную войну односторонне возлагается на мнимую российскую агрессивность. Конфликты на Украине и в Сирии редко ставятся в контекст неоконсервативной геополитической повестки дня США.
Активное сопротивление России американской политике привело к примитивной демонизации Владимира Путина. Между тем несомненно, что если бы не было оппозиции России и других держав (в частности, Китая и Сирии), то был бы осуществлен проект миропорядка с доминированием США.
Историческая ирония состоит в том, что постановка неоконсервативных целей американского империализма (экономических и идеологических) стала возможной в результате распада СССР 25 лет назад. Вашингтон не только поддерживал переворот Бориса Ельцина, но и курировал переход России к капитализму.
Потери общества были громадны, страна становилась маргиналом на международной арене. В 2005 году президент Путин охарактеризовал этот исторический разброд как «как самую большую геополитическую катастрофу двадцатого столетия».
Объективно говоря, переход СССР к социализму был очень сложным процессом. Революция произошла сто лет назад в экономически отсталой стране.
Несмотря на это несовершенство общества, которое объяснялось частично внутренним положением, а частично — внешним антагонизмом и военной интервенцией, пережить трудности становления такого общества удалось. Кроме того, страна больше, чем кто-либо другой, способствовала разгрому нацистской Германии.
Китайская «карта» США
После окончания Второй мировой войны Советский Союз, несмотря на холодную войну, вышел из изоляции. Соотношение сил, особенно принимая во внимание победу китайской революции в Азии, стало неблагоприятным для Запада.
В речи для китайских студентов в Москве в 1957 году Мао Цзэдун предсказал, что новый баланс сил между социализмом и капитализмом приведет к окончанию лидирующего положения Запада в мире. «В борьбе между социалистическим и капиталистическим лагерем самым сильным будет ветер с востока, а не с запада».
Напоминание об этой перспективе имело целью показать потенциальную силу социализма, которой будут обладать две коммунистические партии, если они объединятся в борьбе против империализма. Национальный эгоизм объясняет то обстоятельство, что СССР, где Никита Хрущев выдвигал политику сосуществования с США, пытался получить преимущества для себя за счет интересов других социалистических стран.
В такой ситуации США, которые в шестидесятые годы прошлого столетия вели войну в Индокитае, могли разыгрывать китайскую «карту» против России, нормализуя отношения с Китаем и прокладывая путь к включению этой страны в мировую экономику.
С тех пор мировая история идет своим путем.
Дональд Трамп
Недавняя американская предвыборная борьба привела к власти нового президента. Если Хилари Клинтон в качестве президента могла привести к войне между США и Россией, то составной частью дискурса Дональда Трампа стала нормализация отношений между Вашингтоном и Москвой. В то же время он вставил в свой распорядок дня антагонизм по отношению к Китаю и Ирану.
Разыграет ли новая американская администрация «русскую карту», нормализуя отношения с Москвой и одновременно ухудшая отношения с Китаем? Целью может быть повторение политики «разделяй и властвуй», архитектором которой в тот раз был Генри Киссинджер (Henri Kissinger). В настоящее время он является советником Трампа!
Между тем, в руководстве России и Китая понимают, что лишь их единство может помешать лидированию США в мире. Недавно президент Путин заявил, что китайско-российские отношения — это нечто большее, чем просто стратегический альянс.
Добро пожаловать в Евразию!