Давая свое первое интервью британским СМИ после выборов в США, Дональд Трамп рассказывает, как он со своим серьезным стилем руководства может изменить политику.
Во время гонки за выдвижение кандидатом от республиканцев у Дональда Трампа было заготовлено оскорбление для каждого соперника. Марко Рубио он называл «маленьким Марко», Джеба Буша «слабосильным Джебом». Эти остроты были не просто уловкой в дебатах, призванной сбить с толку оппонентов. Они готовились очень тщательно, чтобы показать разницу между Дональдом и остальными. Дело в том, что встречаясь с этим человеком, понимаешь, что избранного президента фигурой мелкого масштаба и слабой силы никак, ну просто никак не назовешь.
Дональд Трамп создает впечатление человека, подключенного к некоему источнику питания, причем зарядка поставлена на такой уровень, который нарушает все рекомендации по безопасности. Кожа у него с оранжевым оттенком и немного светится, волосы белокурые, как ни у кого другого, а одежда таких смелых цветов, что все остальные в его присутствии кажутся серыми и неказистыми.
С тем пор, как фермер из Виргинии по имени Джордж Вашингтон начал свой путь к славе, британцы имеют обыкновение недооценивать американских президентов. Особенно республиканцев. Когда в Белом доме был Авраам Линкольн, наше правительство симпатизировало Конфедерации. Когда главнокомандующим был Рональд Рейган, британский внешнеполитический истэблишмент презрительно называл его стреляющим по поводу и без повода ковбоем, который может погрузить нас в пучину третьей мировой войны.
Но ни один республиканец и ни один президент не приходил к власти, сталкиваясь с такой волной презрения и пренебрежения со стороны британских политиков и комментаторов, как Дональд Трамп. Однако во время нашего пятничного разговора он не нашел ничего, кроме добрых слов и великодушных чувств в адрес страны, которую считает своей самой верной союзницей.
Меня пригласили к избранному президенту вместе с моим коллегой Каем Дикманом (Kai Diekmann) из немецкой газеты Bild, потому что Трамп хотел поговорить о Британии, Брексите, Европе и мире. Команда Трампа знала, что Кай близок к немецким канцлерам, начиная с Коля и кончая Меркель, и осознавала мою роль как поборника Брексита. Мы в течение часа говорили под запись и неофициально в его угловом офисе в Башне Трампа, где было полно напоминаний о его былых успехах, как коммерческих, так и политических.
Британские политики имеют обыкновение прятать в дальних чуланах фотографии, газетные статьи и телематериалы, повествующие о их карьере, пытаясь показаться самокритичными. У Трампа — все наоборот. Все на виду, все ярко и гламурно в этой пещере золотого человека, начиная с хвалебных журнальных статей и кончая поздравительными рождественскими открытками от зарубежных лидеров.
Будучи исключительно конкурентоспособным человеком, избранный президент подчеркнуто напомнил мне, что обладает хорошим даром предвидения, предсказав наш выход из ЕС.
«Знаете, я почти предвидел это. Я был в Тернберри [это поле для гольфа Трампа в Шотландии], там перерезал ленточку, потому что купил Тернберри, которое показывает невероятные успехи. Так вот, хотите, скажу, почему ваш фунт пошел вниз? Ладно. Потому что в некоторых частях Британии бизнес идет просто невероятно. И мне кажется, Брексит в конечном итоге — это хорошая вещь».
Захочет ли он, как надеется наше правительство, быстро заключить новое торговое соглашение с Соединенным королевством? «Безусловно, и очень быстро. Я большой фанат Британии, мы будем работать упорно и оперативно, чтобы подготовить его быстро и должным образом. Это хорошо для обеих сторон. Я встречусь с Терезой Мэй — вы даже можете посмотреть письмо, не знаю, куда положил его, она только что мне его прислала. Она попросила о встрече, и эта встреча состоится, как только я приду в Белый дом… и мы сделаем это очень быстро».
По поводу будущего Евросоюза у избранного президента гораздо меньше оптимизма. Он полагает, что сочетание экономических неурядиц и миграционного кризиса приведет к выходу из ЕС других стран. «Народы, страны, им нужна самоидентификация, и Британии тоже захотелось собственной самоидентификации. Но я считаю, что если бы им не пришлось принять так много беженцев со всеми их проблемами… тогда Брексита бы не было. Это была последняя капля. Я считаю, что другие страны тоже выйдут. Сохранить их в составе ЕС будет непросто, как кажется многим. А если беженцы будут и дальше прибывать в разные страны Европы… то сохранить ее единство будет чрезвычайно сложно, ибо люди разозлены».
Трамп выразил восхищение Ангелой Меркель, однако сказал, что она допустила «одну катастрофическую ошибку», приняв у себя в неограниченных количествах сирийских беженцев. С 2015 по 2016 год в Германию приехало более миллиона мигрантов из Северной Африки и с Ближнего Востока. Трамп считает, что Западу надо было создавать зоны безопасности в Сирии, чтобы сдержать этот наплыв, и что делать это следовало на деньги стран Персидского залива. «Я думаю, она допустила одну катастрофическую ошибку, приняв всех этих нелегалов… принимая всех этих людей, откуда бы они ни приехали. Никто даже не знает, откуда они прибыли».
В его предсказаниях о развале ЕС нет ни тени злорадства или ликования — напротив. Трамп ведет себя дружелюбно и радушно. На смену пламенной риторике предвыборных выступлений и пресс-конференций пришел поток комплиментов. Он назвал Жан-Клода Юнкера великолепным человеком и заявил, что очень уважает Меркель.
Свой пессимизм по поводу перспектив ЕС Трамп объясняет тем, что эта структура противостоит увеличению рабочих мест и росту. Такая точка зрения, как и его мировоззрение в целом, основаны на его опыте бизнесмена, а не на каких-то идеологических установках.
«Мне принадлежит большой кусок территории в Ирландии, в великолепном месте Дунбег. Я поехал, чтобы добиться утверждения этой прекрасной и крупной сделки — тогда я был застройщиком. Теперь мне все это безразлично… но я многому научился, потому что… они использовали разные трюки, чтобы проект строительства не состоялся. Это был очень неприятный опыт. Чтобы получить все разрешения в ЕС, потребовались бы годы. Думаю, для такой страны, как Ирландия, это не очень хорошо. И знаете, что я сделал? Я сказал, забудьте. Я ничего строить не буду».
По мнению Трампа, в Европе властвует Германия, и Британия поступила мудро, выйдя из состава ЕС. «Посмотрите на Евросоюз — это Германия. По сути дела, это инструмент в руках Германии. Вот почему я думаю, что Британия поступила умно, выйдя из ЕС».
Враждебному отношению Трампа к ЕС не уступает его скептицизм по поводу второго столпа послевоенного порядка — НАТО. Тем не менее, избранный президент постарался подчеркнуть свою приверженность защите Европы и стран Запада. В первую очередь он считает, что Североатлантический альянс остро нуждается в реформировании перед лицом главной угрозы со стороны исламского терроризма, и что его члены чрезмерно полагаются на Америку.
«Я уже давно говорю, что у НАТО есть проблемы. Проблема номер один: это устаревшая организация, потому что создавалась она много-много лет тому назад. Проблема номер два: страны-члены не вносят в общий бюджет то, что должны. На меня напали с такой острой критикой, когда я сказал, что НАТО устарела. Но она действительно устарела, потому что не смогла справиться с терроризмом. Меня поджаривали на вертеле критики два дня. А потом все начали говорить, что Трамп прав».
«И второе: страны-члены не вносят свою справедливую долю, не платят то, что должны платить. И мне кажется, что это несправедливо по отношению к США. Но при всем при этом НАТО очень важна для меня. Есть всего пять стран, которые выделяют те средства, которые должны выделять. Пять. Это немного».
Укрепление обороноспособности США было чуть ли не главной темой Трампа во время нашего разговора. Неофициально он очень подробно остановился на программах по совершенствованию вооружений, закупкам и реформе Пентагона.
Трамп — не Киссинджер, и ожидание от него дискуссий о Клаузевице и Кеннане имеет под собой не больше оснований, чем надежда на то, что он подожжет собственные волосы. Но интеллект проявляется в разных формах. А богатый на цифры анализ военных расходов Трампа говорит о том, что этот бизнесмен умеет продираться через дебри терминологии, добираясь до сути.
Трамп, проводящий пресс-конференции как гладиатор и пишущий заглавными буквами твиты, в которых грубо ругает оппонентов, — также и большой мастер учетов прибылей и убытков, и решительный переговорщик, считающий, что государство — это терпящая бедствие корпорация, срочно нуждающаяся в перестройке.
Бывший губернатор Нью-Йорка Марио Куомо как-то сказал, что американские политики ведут предвыборные кампании поэзией, а правят прозой. Трамп вел свою кампанию словесными атаками из 140 букв, а править намерен при помощи книг бухгалтерского учета. Поэтому, когда я задаю, например, вопрос об Иране, становится ясно, что он занимает позицию человека, не желающего, чтобы его страну снова обвели вокруг пальца.
«Не хочу говорить, как я намереваюсь поступить с иранской сделкой. Просто не хочу раскрывать карты. Знаете, я не политик, я не собираюсь выходить и заявлять, что сделаю то-то и то-то, потому что должен… Но я недоволен иранской сделкой и считаю ее одной из самых худших, одной из самых глупых из числа виденных мною… Сделкой, по которой мы возвращаем стране 150 миллионов долларов, по которой мы даем ей 1,7 миллиарда наличкой. Вы когда-нибудь видели 100 миллионов долларов стодолларовыми купюрами? Это много».
«1,7 миллиарда наличкой. Целый самолет. Много самолетов. Бах. И 1,7 миллиарда долларов. Я не понимаю. Мне кажется, эти деньги на швейцарских банковских счетах».
Свою раздражительность он изливает не только на иностранных лидеров. Вторжение в Ирак, утверждает Трамп, было «одним из худших, а возможно, и самым худшим нашим решением из числа принятых в истории США. Это все равно что разворошить палкой улей».
Деловой подход Трампа к политике означает, что он старается не занимать преждевременно какие-то неизменные позиции по отношению к другим лидерам. Вначале он намерен предоставить им кредит доверия. Трамп надеется, что такой подход приведет к деэскалации международной напряженности. Он выдвинул идею о том, чтобы пересмотреть антироссийские санкции, если президент Путин готов отойти от конфронтации. «Они ввели санкции против России — но давайте посмотрим, может, мы сможем заключить с ней хорошие сделки. Так, я думаю, что надо существенно сократить ядерное оружие. Но Россия сейчас очень сильно страдает от санкций, и я думаю, можно что-то сделать, чтобы многим людям было гораздо лучше».
Несмотря на свое сильное желание улучшать отношения с Россией, Трамп однозначно осуждает ее действия в Сирии. Он также безоговорочно осуждает президента Обаму за то, что он не сумел сдержать президента Асада и Путина. «Это очень плохо, у нас был шанс что-то сделать, когда мы проводили эти линии на песке. Но ничего не произошло. Это было один-единственный раз. А сейчас уже слишком поздно. Слишком поздно. История с Алеппо была отвратительной. Знаете, когда убивают выходящих из города старух — просто так, едва ли не ради развлечения — это просто ужасно».
Разговор о России неизбежно подводит нас к утверждениям о том, что Кремль собрал компрометирующие материалы на Трампа, когда тот приезжал в Москву на конкурс Мисс Вселенная. Естественно, избранный президент отмахивается от заявлений о наличии компромата, однако с беспокойством говорит о причастности бывшего сотрудника МИ6.
«К этому парню надо внимательнее присмотреться, потому что сочиненное им обо мне — это фальшивка. Предположительно его совместно наняли республиканцы и демократы. Но я даже в это не верю, потому что они не работают вместе, они работают отдельно, и они не нанимают одних и тех же людей. Что, они объединились? Услышав такое, я едва не лопнул от смеха… Они разместили материал обо мне на первой странице New York Post, правда? И еще одно. Услышав такое, я не могу и не хочу даже пожимать руки этим людям».
Трамп выражает свое восхищение Путиным и Меркель, и говорит, что готов договариваться с обоими. «Знаете, я начинаю доверять им обоим. Посмотрим, как долго это продлится. Возможно, продлится это недолго».
Речь у Трампа льется подобно полноводной реке. Он говорит, делает паузы, высказывает возражения, показывая ту природную силу, которой наделен. Но было бы ошибкой считать Трампа человеком инстинктов и импульсов. Он намерен осуществлять государственное управление в деловой и расчетливой манере, к которой привык в общении. Его критикуют за твиттеровские атаки на всех и каждого, от Мерил Стрип и до правозащитника Джона Льюиса, однако Трамп не намерен отказываться от Твиттера, считая, что он помогает ему установить прямую связь с американским народом.
@realDonaldTrump: Я думаю, я сохраню эти привычки… Сейчас у меня 46 миллионов подписчиков. Это много, очень много. Это и Facebook, и Twitter, и, знаете, Instagram. Поэтому я буду и дальше наращивать свою аудиторию…
@realDonaldTrump: Это работает. Твиттер — я думал, что буду меньше этим заниматься, но пресса пишет обо мне так нечестно. Поэтому я могу обратиться к Твиттеру, который бурно расширяется… И они размещают все написанное сразу. А потом подключается и телевидение, Fox: «У нас сенсационные новости о Дональде Трампе».
Когда Трамп придет в Белый дом, недостатка сенсационных новостей не будет, это точно.
Памятные вещи, напоминающие о его карьере
Книги
1. «Прекрасная страна» (Beautiful Country). Роман, с которым дебютировал Дж.Р. Торнтон. В ней рассказывается о 14-летнем американце, которого на год отправляют в Пекин играть в теннис. Главный герой оказывается в тисках противоречий старых правил маоистского и нового Китая.
2. «Беспрецедентно» (Unprecedented). Книга CNN о победе Трампа в 2016 году.
На стене
3. Гуманитарная награда «Древо жизни». «Это очень много значит для меня», — говорит Трампа об этой награде, врученной ему Еврейским национальным фондом.
4. Награда кубка Америки. Трамп финансировал американскую яхту, участвовавшую в регате, история которой берет свое начало в 1851 году.
5. Гуманитарная награда «Шалом», которую Трамп получил от еврейской общины.
6. Фотография отца Трампа Фредерика, умершего в 1999 году.
7. Фотография Трампа, обменивающегося рукопожатием с президентом Рейганом.
8. Статья в журнале Variety о реалити-шоу «Ученик», которое в 2004 году заняло первое место в США.
9. Обложка журнала Playboy. Трамп стал одним из немногих мужчин, чье фото разместили на обложке этого журнала в 1990 году.
10. Клуб Forum в 1995 году вручил Трампу награду «Возвращение десятилетия», когда тот списал со счетов своей империи многомиллионный долг.
11. Награда патриота Натана Хейла, врученная Трампу в 2015 году. Награда была учреждена в честь американского солдата Хейла, которого в 1776 году в 21-летнем возрасте казнили британцы.