Украину 16 января с официальным визитом посетил вице-президент США Джозеф Байден. За два срока пребывания на посту второго влиятельного человека в администрации США — это его шестой, а после Евромайдана — пятый приезд на Украину. Байден встретился с премьер-министром Владимиром Гройсманом и Президентом Петром Порошенко. Во время своего 13-минутного заявления для прессы Байден во многом повторил тезисы выступления в Верховной Раде 8 декабря 2015 года, когда он призывал народных избранников и правительственных чиновников не потерять шанс, который открыла Революция Достоинства.
«Ни для кого не секрет, что Россия не хочет, чтобы вы добились успеха. Это касается не только Украины, но и будущего, к которому мы давно стремимся, — целостной, свободной и мирной Европы, что в национальных интересах США и всех европейцев. Ваша решительность и воля не подчиняться принуждению, ваш успех как либеральной демократии очень важны для реализации этой цели. Я призываю украинцев: продолжайте демонстрировать вашу преданность верховенству права, продолжайте бороться против коррупции, настаивайте на транспарентности, расследуйте и наказывайте правительственных чиновников, которые использовали государственные средства ради собственного обогащения», — отметил Байден.
«Господин президент, — обратился американский вице-президент к Петру Порошенко, — продолжайте добиваться прогресса, продолжайте трудно работать и делать трудный выбор, чтобы eкраинцы были на первом месте, обещаю, что американский народ будет поддерживать вас».
Кроме того, вице-президент отметил, что в последние десятилетия Россия использует во внешней политике коррупцию как инструмент влияния, чтобы сохранять Украину уязвимой. «Поэтому продолжайте реформы, которые направлены на искоренение коррупции. И здесь дело не только в хорошем управлении, но и в самосохранении и это касается непосредственно вашей национальной безопасности», — предостерег Байден. Он повторил позицию администрации Обамы, что санкции против РФ должны оставаться до того времени, пока она не выполнит свои обязательства по Минским соглашениям, и что, в частности, санкции против России, связанные с Крымом, должны оставаться, пока РФ не вернет Крым Украине, а также то, что политическая часть соглашения не может быть реализована, пока не прекратится насилие со стороны РФ.
«Вице-президент США Байден сказал о необходимости такой мотивации для украинских политиков, оппозиционных в том числе, как общественное благо. Не партийные рейтинги и личные интересы, а общественное благо. Думаю, многие политики не понимают, что это такое вообще», — написала на своей странице в Фейсбуке эксперт Олеся Яхно-Белковская.
Несмотря на поддержку Киева Соединенными Штатами, на украинском направлении они потерпели определенное поражение. США так и не смогли остановить российскую агрессию — Украина потеряла территориальную целостность, произошла оккупация Кремлем Крыма и части Донбасса. Более того, Россия, несмотря на введение санкций, продолжает агрессию на востоке нашей страны, которая забрала жизни уже более 10 тыс. украинцев. Администрация Обамы так и не предоставила Украине летального оружия, которое могло бы остановить российскую агрессию или по крайней мере нанести значительно больше потерь российским войскам.
Вашингтон, как другие гаранты, так и не выполнил Будапештский меморандум, который в обмен на сдачу третьего по величине ядерного арсенала в мире должен был обеспечить Украине территориальную целостность и суверенитет. А как считают в лагере республиканцев, в частности новоизбранный президент Дональд Трамп, аннексия Крыма и российская агрессия на Донбассе случились из-за демонстрации слабости Обамы в отношениях с российским лидером Владимиром Путиным и его неспособности прибегать к применению силы. Из-за чего произошел и другой большой провал США в Сирии, из которой американцы на сегодняшний день фактически ушли ни с чем, что имеет колоссальное влияние на Европу, куда, в частности, хлынул большой поток беженцев.
Также непонятным остается выход Вашингтона из «женевского формата», который был создан для урегулирования конфликта на Донбассе, и передача Обамой решения этой проблемы европейцам (Германии и Франции) в так называемом «нормандском формате». «Женевский формат», напомним, состоял из США, ЕС, Украины и России, в котором Вашингтон мог оказывать большее давление на Кремль.
По-видимому, неслучайным стал ответ американского вице-премьера Байдена — «надежда умирает последней!» на непредвиденный регламентом вопрос одного из журналистов после брифинга в Киеве, какими будут отношения Украины с новой администрацией США.
И тут как раз определенную тревогу вызывают последние заявления Дональда Трампа о России и НАТО. В частности, в интервью немецкой газете Bild и британской The Times он предлагает искать «дорошие договоренности» с Россией в вопросе снятия с нее санкций. Составной частью процесса, по его мнению, могло бы стать сокращение ядерного оружия. «Против России введены санкции — давайте посмотрим, нельзя ли добиться хороших договоренностей с Россией. Прежде всего, я считаю, что ядерное оружие нужно сокращать, и сокращать очень существенно, это могло бы быть составной частью этого процесса», — цитируют издание слова новоизбранного американского президента.
Кроме того, Трамп повторил в этом издании свой старый тезис о том, что НАТО является «устаревшей» организацией. Он считает нечестным по отношению к США, что большинство стран-членов Альянса «не платят то, что должны».
Комментируя новые заявления Трампа, старший вице-президент Центра анализа европейской политики Эдвард ЛУКАС сказал «Дню»: «Мы должны больше внимания уделять тому, что он делает, а не тому, что он говорит. До сих пор единственное, что он сделал, это номинации на должности в кабинете. И большинство из них — неплохие».
«День» обратился к экспертам с просьбой прокомментировать последние месседжи Джо Байдена и заявления Дональда Трампа.
Важно, сумел ли Байден донести месседжи по санкциям и важности поддержки украины до своего преемника
Алена Гетманчук, директор Института мировой политики, Киев:
— Байден послал месседжи, которые отображают его виденье приоритетов Украины и того, как должна регулироваться ситуация вокруг Донбасса. На Украине эти месседжи слышали не раз, и нужно отдать должное рвению и терпению вице-президента Байдена, который едва ли не единственный в администрации Обамы из ее топ-представителей по-настоящему понимал важность Украины и был заинтересован в ней как «истории успеха». Проблема заключается в том, что если эти месседжи Байдена, в частности о важности борьбы с коррупцией, не были серьезно приняты во внимание до выборов в США, то они тем более не будут приняты во внимание украинской властью за четыре дня до инаугурации нового президента.
Вопрос, который важнее сегодня, сумел ли Байден донести месседжи по санкциям и важности поддержки Украины до своего преемника, вице-президента Пенса во время процесса передачи полномочий? И сможет ли последний повлиять на позицию Дональда Трампа, который, как видим, в своих заявлениях отходит от формулы «снятие санкций по Донбассу в обмен на полное выполнение Минска»? В частности, предлагая другую формулу «снятие санкций в обмен на сокращение ядерных вооружений». Кстати, новая условная формула дает нам возможность понять, в чем именно заключается ключевой интерес США в понимании Трампа относительно России. Ляжет ли предложенная Трампом формула в основу его политики в отношении России и частично Украины — утверждать пока рано. В то же время мы видим также, что в некоторых позициях Трамп хранит завидную последовательность. Его сегодняшние заявления только усиливают заявления, сделанные во время кампании, в частности о роли НАТО и нежелании европейских союзников вносить свой вклад в оборону по крайней мере на уровне предусмотренных для НАТО 2% ВВП. Здесь Украина, даже не будучи кандидатом в НАТО, имеет в своем арсенале важный аргумент: она как раз серьезно относится к финансированию собственной безопасности, тратя на безопасность и оборону 5% ВВП.
Последний визит Байдена нес меньше смысловой нагрузки, чем предыдущие
Николай Капитоненко, эксперт Института общественно-экономических исследований, Киев:
— Последний визит Джозефа Байдена нес меньше смысловой нагрузки, чем предыдущие. Не только потому, что администрация уходит, но и потому, что конфликт на Украине становится затяжным. Здесь уже нет особых надежд на прорывные решения, смелые обещания или символическую поддержку. Слова о Минском формате мы слышали отовсюду и в достаточных количествах. Равно как и о важности достичь успеха. Вся политика предыдущей администрации Белого Дома была построена на надеждах на то, что Украина сможет превратиться в устойчивую эффективную демократию. Но реальность пока, увы, иная. И в такой реальности США не готовы безгранично инвестировать в безопасность Украины.
С моей точки зрения, идея о снятии санкций с России в обмен на сокращение ядерных арсеналов — очень сильный и перспективный ход. Но, естественно, не для нас. Для американцев. Это предложение направлено в самое сердце Кремля и касается единственного оставшегося у Москвы основания называть себя глобальной державой. Если Путин на него согласится, эрозия его единственного козыря — жесткой силы — неизбежна. Снятие санкций не сделает российскую экономику более эффективной, и Россия перестанет представлять собой угрозу мировому порядку. США смогут сосредоточиться на действительно важных вещах. Нужно отметить, разоружаться значительно сложнее, чем вооружаться.
Реальный процесс сокращения ядерных арсеналов сталкивается с множеством сложностей, как стратегического, так и технического характера. С учетом этого, идею Трампа можно воспринимать и как легкое издевательство над Кремлем. Отказ от этого, однако, тоже не сулит Москве особых выгод, консервируя ситуацию и продолжая медленное сползание России в мировой иерархии. Сделка «санкции в обмен на разоружение» — это прагматичный шаг. Комментарии о НАТО, конечно же, носят более провокационный характер. Трампу нужно — и он этого не скрывает — чтобы европейцы платили больше за безопасность, обеспечиваемую Америкой. Распустить НАТО еще сложнее, чем начать процесс ядерного разоружения. Но риторика на этот счет может, наконец, заставить Европу уделять больше внимания и ресурсов собственной безопасности. А нам, похоже, пора свыкаться с мыслью, что будущие поражения Москвы в неравной борьбе с Вашингтоном вовсе не обязательно будут нашими победами.
В мире на замену эпохи высокой политики приходит эпоха больших торгов
Константин Грищенко, экс-министр иностранных дел Украины:
— Позиция Администрации Барака Обамы с самого начала была вполне понятной и публично была четко заявлена. «Мы можем вам — (Украине. — Авт.) помогать только в той мере, в какой это не будет провоцировать Россию». Следовательно, и помощь, которая предоставлялась, была в пределах того, что могло быть значимым, если бы украинская власть сама организовалась и смогла показать, что она способна, во-первых, ее эффективно использовать, а, во-вторых, на этой основе претендовать на что-то большее. Так или иначе, это полностью было частью общей идеи президента Обамы относительно минимизации активного вмешательства в конфликты, поскольку предыдущий опыт свидетельствовал, по крайней мере, с его точки зрения о неэффективности привлечения США к такому роду конфликтам.
Следовательно, я думаю, что этот визит Байдена — это возможность заявить публично все те тезисы, которые уже положительно воспринимаются большинством на Украине, и на этом фоне в случае, если от основных посылов этих тезисов будет отходить администрация Трампа, критиковать ее за неспособность обеспечить соблюдение международного права, нерушимости границ в важной части Европы.
Думаю, что от Трампа можно ожидать чего-либо в рамках того, что он заявлял до того, как стал президентом. В частности, можно ожидать реальных и достаточных последовательных шагов, направленных на создание какого-то геополитического альянса с Россией. Насколько это, во-первых, будет удачной попыткой и, во вторых, насколько она выдержит испытание даже относительно коротким временем, — вопрос открыт. Но то, что из этого начнется, и на столе будут серьезные нерешенные проблемы, в том числе на Украине, как нерешенная проблема, это, я думаю, не должно вызывать никаких сомнений.
Основной тезис Трампа, который не изменялся в течение всей предвыборной кампании, — с Россией президент Трамп будет пытаться установить новые дружественные, я так понимаю, как минимум партнерские отношения и частью этих усилий будет отмена санкций. Об этом он заявлял практически постоянно, и вопрос только в том, что будет предметом торга.
Вообще не только в отношениях США с другим миром, а в мире на замену эпохи высокой политики приходит эпоха больших торгов. И это, к сожалению, реальность.
Что Украине делать в эту эпоху? Как минимум не делать ошибок, особенно стратегических и таких, которые базируются на обнадеживаниях людей, которые просто неспособны реально оценивать риски и возможности. В принципе на сегодня должны быть приложены все возможные усилия для налаживания отношений с командой Трампа. Но для этого нужны люди, которые способны это делать. Пока еще трудно сказать, кто это мог бы сделать, или какая-то группа могла обеспечить успех.